Найти в Дзене

Топ-топ, топает малыш... С Мамой по дорожке, милый стриж... Воспоминания моего детства...

1979 год. Я с Мамой
1979 год. Я с Мамой

Одно из моих первых воспоминаний, это конечно лето 1979 года, когда мы впервые приехали отдыхать на Чёрное море. Абхазский посёлок Леселидзе, на самом берегу моря... Те времена чем ещё ценны - я не помню ни одного враждебного или просто невоспитанного человека, а дети это очень чутко замечают. На всём протяжении нашего отпуска, как и самой дороги туда и обратно, всё было очень душевно тепло и дружелюбно.

Кроме одного толстого мальчика-подростка, в которого я случайно попал камешком, пытаясь запустить "блинчик". Ну мне ещё только исполнилось 4 года, сами понимаете - опыта не хватало, вот и срезалось. Самое смешное, что этот чудик... мылся в море. Не знаю откуда он приехал, но такого я больше на море не видел. Вот этот "хомяк" тогда чего-то от меня хотел, докопавшись до меня. Помню, что лишь удивлённо смотрел на него, а потом вступилась бабуля (это она нас сюда привезла) и Мама. "Хомяку" культурно объяснили и "хомяк" понял.

1979 год. Инна и я
1979 год. Инна и я

Да и то это ерунда. Бытовая ситуация. Недоразумение. А так все вокруг были приветливы и дружелюбны. Мы снимали комнату в доме у хозяйки. Там было два дома, друг напротив друга. Принадлежали они двум сёстрам. В одном жила Ольга Гавриловна с мужем Моисеем (хе-хе), а в другом - Любовь Гавриловна. У второй был дом значительно больше.

В первый год мы по остановились у Ольги Гавриловны, но там нам четверым было мало места и потому на следующий год, и ещё два последующих, мы уже останавливались и Любови Гавриловны.

Этот Моисей ел... улиток... Представляете? Хотя может и не ел, а так нам говорил, но он их в самом деле варил в котелке. Жуть... Вообще их пара была не очень приятная, если уж говорить откровенно. Нет, они были милы и учтивы, но вот Любовь Гавриловна была как-то проще, открытее, так скажем. Как мы сами.

Мама, Инна, я у Ольги Гавриловны.
Мама, Инна, я у Ольги Гавриловны.

Люди тут останавливались самые разные и из самых разных уголков страны. Мы вот подружились с семьёй из Душанбе. Ну если говорить нынешними мерками, то сами они были русскими, но жили там, ибо все мы тогда были советскими. Вот тётя Галя из Душанбе и подарила мне на моё четвёртый день рождения такие фигурки из ракушек. Помню собачку...

В советские времена вообще все на самом деле были заняты саморазвитием и различным творчеством, просто никто это так не называл и не кичился этим. А сейчас на каждом углу "саморазвивающиеся" "творческие личности", а дубины дубинами.

Слева-направо: тётя Галя из Душанбе, Мама и Любовь Гавриловна.
Слева-направо: тётя Галя из Душанбе, Мама и Любовь Гавриловна.

У Любови Гавриловны была дочь Людмила и внук Серёжа. Они жили в Москве и летом приезжали сюда отдыхать. Мы с ними тоже подружились. А тётя Люда и вовсе меня спасла однажды. Она была врачом (но настоящим, а не как нынешние) и я однажды очень сильно отравился персиком на рынке - южные торговцы уже тогда чем-то могли их опрыскать для яркости. И вот тётя Люда меня быстро и оперативно привела в норму - огромное ей спасибо!

С утра завтрак и на море. Днём - обед и тихий час. Потом прогулки и игры на свежем воздухе. Там была замечательная улица Аптечная - все выходили на неё и играли, гуляли, общались, встречались... А упиралась она в море. Сейчас от неё и бледной тени не осталось - видел в интернете.

1979 год. Наша Семья и тётя Люда из Москвы с сыном Серёжей
1979 год. Наша Семья и тётя Люда из Москвы с сыном Серёжей

А вечером все собирались за большим столом во дворе дома под виноградными лозами... Квакали маленький ярко-зелёные лягушки, стрекотали яркие светлячки... Какое было воистину благостное состояние... Сейчас особенно это понимаешь.

И вот у меня с того первого лета особенно запомнился момент на пляже... Я тогда ещё в 3-4 года часто бил себе коленки. Бегал как угорелый, но и ноги ещё не те. И вот идём мы с Мамой по гальке пляжа, она держит меня за руку и напевает песню Майи Кристалинской:

Топ-топ топает малыш
С мамой по дорожке, милый стриж
Маленькие ножки не спешат,
Только, знай, себе твердят:
Топ-топ очень не легки
В неизвестность первые шаги...

Так мне эта песня в Маминой исполнении и запомнилась на всю жизнь. Не знаю, прошло уже 45 лет, а этот эпизод ярко запечатлелся у меня в памяти... Странная это штука - наша память... Но с такими воспоминаниями и нужно уходить в вечность...