Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

История советского ракетостроения за полтора часа

«Мне не нужны люди, которым не дорого дело» — это тезис учёного-ракетостроителя Андрея Гусарова, главного героя киноповести «Иду искать» (1966), рассказавшей о становлении отечественной космонавтики. В каком-то смысле фильм «Иду искать» стал предисловием к более поздней (и значительно более успешной) ленте «Укрощение огня» (1972), и в этом смысле очень символично теперь выглядит первое название сценария — «Большой старт». А ещё обратите внимание на забавное совпадение (совпадение ли?): в обоих фильмах главный герой, талантливый учёный и организатор, сплачивающий вокруг себя людей, носит одинаковое имя — Андрей Ильич (в «Укрощении огня» — Башкирцев, в «Иду искать» — Гусаров).

Кадр из фильма «Иду искать»
Кадр из фильма «Иду искать»

В сценарии Михаила Анчарова и Анатолия Аграновского «Большой старт» выведен собирательный образ учёного, который несмотря на препятствия идёт к цели. Андрей Гусаров верит в ракетостроение, хотя чиновники поначалу считают затею бесперспективной. Действие начинается ещё в тридцатые в Москве, где идеи Гусарова не находят поддержки.

Непонятый начальством, но уверенный в грандиозном будущем ракетостроения Андрей Гусаров переезжает в Ленинград (тут, похоже, вполне можно провести аналогии между московской ГИРД и ленинградским РНИИ) и продолжает разработки.
Кадр из фильма. Георгий Жжёнов в роли Гусарова, Лев Дуров в роли Ивашова
Кадр из фильма. Георгий Жжёнов в роли Гусарова, Лев Дуров в роли Ивашова

Ему активно помогает Алексей Ивашов, даровитый конструктор, идеи которого тоже нередко критикуют. Но Алексей умён и настойчив, хотя и производит порой впечатление баламута. Кроме того, на стороне Гусарова его давний товарищ — лётчик-герой и тоже конструктор Павел Баканов. Но работу прерывает война, Гусаров отправляется на фронт, откуда его внезапно вызывают в тыл:

решено продолжить разработку ракетной техники. Но, увы, все испытания оканчиваются неудачами.

Учёные год за годом придумывают новые решения, ставят новые эксперименты, и зачастую опасные. И в финале Гусарова всё же ждёт триумф, оправдавший годы колоссального и самоотверженного труда: в октябре 1957 года запущен первый искусственный спутник. Советский спутник, и это заслуга Гусарова и его коллег.

Конечно, есть в фильме и небольшая лирическая линия, которая, увы развела, пусть и временно, Андрея Гусарова и его верного помощника Павла Баканова: мужчины вынуждены были делить одну женщину.

Сценарий «Большой старт» поначалу попал к знаменитому режиссёру Михаилу Ромму. Но тот узнал, что его недавний выпускник Игорь Добролюбов сидит без работы. Игорь Добролюбов окончил ВГИК в 1963 году, отучившись у Ромма, и вернулся в родной Минск, на киностудию «Беларусьфильм». Там для него сценариев не было, так что Михаил Ромм сделал ученику действительно дорогой подарок:

фильм «Иду искать» — это дебют Игоря Добролюбова в большом игровом кино.
Кадр из фильма Георгий Жжёнов
Кадр из фильма Георгий Жжёнов

Актёра на роль Андрея Гусарова режиссёр искал довольно долго. Ему необходим был исполнитель, который заставлял бы верить в себя и в своё дело, который мог бы свой волей подчинять других. В итоге утвердили Георгия Жженова. Актёр, когда-то начинавший как цирковой акробат и в кино попавший в начале тридцатых, позже освоивший рабочие профессии, прошедший через лагеря, и лишь к 40 годам вернувшийся к съёмкам, в шестидесятые был одним из самых востребованных исполнителей. Только в 1966 году, когда создавался «Иду искать», Георгий Жжёнов снялся ещё в трёх лентах. При актёр, уже отметивший 50-летие, никогда не терял профессиональной хватки и всегда был в отличной форме, как физической, так и творческой.

Кадр из фильма Георгий Жжёнов
Кадр из фильма Георгий Жжёнов

Лев Дуров, который получил роль Алексея Ивашова, на этой площадке впервые встретился с Георгием Жжёновым и сразу же отметил:

«В работе он жёсткий, бескомпромиссный. <...> Свою точку зрения Жжёнов отстаивает резко и чётко — в вещах, которые считает для себя принципиальными. Недаром и тема, которую он разрабатывает в искусстве, — это тема верности долгу, гражданской чести, принципиальности. Отсюда и характерный взгляд его добрых, но непреклонных глаз. Он хорошо умеет играть крепких людей».
Кадр из фильма. Лев Дуров
Кадр из фильма. Лев Дуров

Кстати, для самого Льва Дурова «Иду искать» стал в известной мере этапной работой: здесь актёр впервые сыграл серьёзную роль — разработчика ракет, и после этого режиссёры, прежде доверявшие ему лишь легковесных персонажей, наконец-то разглядели в нём зрелого и многогранного исполнителя.

Кадр из фильма Пётр Щербаков
Кадр из фильма Пётр Щербаков

В роли Павла Баканова — Пётр Щербаков, в роли Ани, той самой женщины, которая встала между Гусаровым и Бакановым, — Людмила Маклакова.

Кадр из фильма.  Людмила Маклакова
Кадр из фильма. Людмила Маклакова

Отдельно нужно упомянуть Бориса Новикова, сыгравшего соседа Гусарова (а позже — Ивашова) по коммуналке, болтливого и несколько разгильдяйского фотографа. Борис Новиков сыграл персонажа второстепенного, но, как и всегда, колоритного, запоминающегося и вносящего оживление в сюжет.

Кадр из фильма. Борис Новков и Лев Дуров
Кадр из фильма. Борис Новков и Лев Дуров

А вот актриса на роль Вали, сироты из Ленинграда, которую Гусаров удочерил, попала на съёмки «по блату»: это была 12-летняя Ира Бразговка, соседка по дому Игоря Добролюбова.

Кадр из фильма. Ира Бразговка
Кадр из фильма. Ира Бразговка

Несколько лет назад режиссёр заприметил малышку с рыжими волосами и попросил родителей разрешить ей сняться в его дипломной короткометражке «Мост». В «Иду искать» Ирина Бразговка сыграла уже объёмную роль, хоть и второго плана, а в следующем фильме Игорь Добролюбов доверит ей одну из центральных ролей.

Кадр из фильма. Лев Золотухн
Кадр из фильма. Лев Золотухн

В других ролях ищите Льва Иванова, Льва Золотухина, Александра Гречаного, Евгения Тетерина, Даниила Нетребина,

Кадр из фильма. Евгений Тетерин
Кадр из фильма. Евгений Тетерин

а в маленьком эпизоде с единственной репликой — 18-летнего дебютанта Владимира Носика.

Снимали «Иду искать» в Минске и Москве, а разрушенный ленинградский завод, где разыскивал свои чертежи Гусаров, «сыграли» ещё не восстановленные руины Калининграда. Консультантом на съёмках был Виталий Севастьянов, тогда ещё лётчик, а позже — космонавт. Не без его поддержки фильм прошёл, хоть и не без сложностей, цензуру и к концу 1966 года вышел в прокат.

Авторы «Иду искать» в самом начале сразу заявляют, что сняли не биографию. В открывающих титрах про фильм написано:

«Он посвящается нашим современникам-труженикам космоса, имена большинства из них неизвестны миру, хотя подвиг их известен всем, живущим на земле».

А в финале на вопрос, сколько же человек причастно к созданию ракеты, даётся ответ: «Если считать со смежниками сотни тысяч».

Кадр из фильма. Георгий Жжёнов
Кадр из фильма. Георгий Жжёнов

Первый фильм Игоря Добролюбова в целом принят был тепло, тем более, что и тема была на слуху. Но, конечно, его затмило «Укрощение огня», более зрелищное, более объёмное и более содержательное (в том числе и потому, что в начале семидесятых рассекретили часть документов, связанных с первыми разработками ракетной техники). Тем не менее, для своего времени фильм отличный, и авторы его не побоялись показать, что путь советского ракетостроения — это отнюдь не череда успехов, сопровождаемых поддержкой и восторгами, скорей, это была задача на сопротивление.

А вы интересуетесь российской космонавтикой? Переживали весной за «Ангару»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-13

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

СССР
2461 интересуется