Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Забытый фильм, где Георгий Жжёнов и Татьяна Лаврова не доиграли любовь

Драма «Остров Волчий», вышедшая в 1970 году, — фильм,

с одной стороны, камерный, поскольку герои много времени проводят рядом, в одной комнате. С другой стороны, иной раз картинка превращается в масштабный показ прекрасных в своей суровости и невозмутимости северных пейзажей.

А ещё «Остров Волчий» — это замечательные актёрские работы Георгия Жжёнова и Татьяны Лавровой, и решительно непонятно, почему фильм оказался в забытьи.

Кадр из фильма «Остров Волчий»
Кадр из фильма «Остров Волчий»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Снят «Остров Волчий» по одноимённой повести Захара Дичарова, писателя с удивительной судьбой, фактического прожившего весь двадцатый век с его перипетиями. Много его произведений посвящено северу, где автору пришлось провести годы в лагерях в тридцатые и сороковые. Но «Остров Волчий» — сюжет не социальный или политический, а мелодраматический, в котором нашлось место и приключениям, и героизму.

Опытный вертолётчик Павел Тагилов подбирает с отколовшейся льдины молодого врача Татьяну. Девушка настаивает, чтобы вертолёт отправился на небольшой островок Волчий, где её ждёт пациентка, которая вот-вот родит. Павел сначала отказывается, но потом решает всё же сесть.

Посадка проходит неудачно, и оба получают травмы: у Павла повреждена нога, у Татьяны — спина.
Кадр из фильма. Георгий Жжёнов в роли Павла Тагилова
Кадр из фильма. Георгий Жжёнов в роли Павла Тагилова

Тем не менее оба добираются до избушки, где их ждёт роженица Наталья. Павлу и Татьяне предстоит принимать роды, добывать еду, противостоять агрессивному старику со странностями, дальнему родственнику Натальи. При этом состояние Татьяны ухудшается, ей уже не помогает обезболивающее и в итоге отнимаются ноги. Но параллельно между героями зарождается романтическое чувство: находясь часами в закрытом пространстве, они делятся подробностями жизни, воспоминаниями, эмоциями, и это не может не привести к душевному сближению.

Захар Дичаров сценарий написал сам в соавторстве с начинающим сценаристом Владимиром Сосюрой. За съёмки взялся режиссёр Николай Ильинский, молодой кинематографист киностудии имени Довженко, но уже снявший три фильма.

Кадр из фильма. Татьяна Лаврова
Кадр из фильма. Татьяна Лаврова

Главные роли получили хорошо известные зрителям, хоть и представлявшие разные поколения: Татьяна Лаврова и Георгий Жжёнов.

Кадр из фильма. Георгий Жжёнов
Кадр из фильма. Георгий Жжёнов

Особо хочу отметить отменную форму (как творческую, так и физическую) 53-летнего Георгия Жжёнова. В его фильмографии тогда уже было несколько десятков картин, и буквально только что вышел шпионский детектив «Ошибка резидента» (1968), в котором Георгий Жжёнов сыграл поистине культовую роль Михаила Тульева, представ если не супергероем, то уже точно хорошо подготовленным физически человеком. Напомню, что в последний раз в образе Тульева, по-прежнему активного и ловкого, Жжёнов появится в 70-летнем возрасте.

Кадр из фильма. Антонина Лефтий
Кадр из фильма. Антонина Лефтий

Роль Натальи отдали Антонине Лефтий, а небольшую роль её мужа — Бориславу Брондукову (любопытно, что оба были связаны с коллегой Николая Ильинского по киностудии режиссёром Леонидом Осыкой: Антонина Лефтий состояла с ним в браке, Борислав Брондуков был любимым актёром Осыки, снимавшимся во всех его картинах).

Кадр из фильма Борислав Брондуков
Кадр из фильма Борислав Брондуков

Роль злобно-чудаковатого деда Нифонта получил Виктор Колпаков.

Кадр из фильма. Виктор Колпаков
Кадр из фильма. Виктор Колпаков

В небольших ролях Юрий Дубровин, Александр Гай, Борис Савченко.

На съёмки группа отправилась на север, туда, где и происходили события фильма.

Основная часть фильмы создавалась в городах Инте и Печоре и на побережье одноимённой реки.

Часть эпизодов, в том числе в избе Натальи, доснимали уже на киностудии.

Финал мелодрамы хотя и с некоторым намёком на счастливое завершение, но всё же открыт,

зрители сами могут додумать, чем же завершится случайное и столь необычное знакомство Татьяны и Павла.

Кадр из фильма. Георгий Жжёнов и Татьяна Лаврова
Кадр из фильма. Георгий Жжёнов и Татьяна Лаврова

Несколько слов хотела бы добавить о музыкальном сопровождении. Николай Ильинский подошёл к выбору музыки нетривиально, остановившись не на современных композициях, а на классике: за кадром звучат Чайковский и Шопен. Ход удивительный и смелый, но история, кажется, от этого только выиграла: классическая музыка по-настоящему украсила кадры (режиссёр, к слову, очень сожалел, что ему не удалось снять северную природу в цвете. Тогда бы, наверное, сочетание картинки и музыки было бы ещё более впечатляющим).

А вы быстро вспомните, в каком ещё фильме Георгий Жжёнов играл пилота?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: