Грандиозный фильм, впервые открыто показавший советские космические неудачи

10K прочитали

Аварийный пуски ракет Р-7, показанные в фильме «Укрощение огня» (1972), — это не постановки и не спецэффекты, это реальные съёмки на Байконуре, куда пусть и с трудом, но допустили создателей ленты. Но в художественном фильме эти документальные вставки смотрятся совсем иначе, не так, как они смотрелись бы в хронике:

это по-настоящему драматичные кадры, демонстрирующие, какая цена была заплачена за покорение космоса.
Кадр из фильма «Укрощение огня»
Кадр из фильма «Укрощение огня»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Сценарист и режиссёр Даниил Храбровицкий к началу семидесятых был уже известным человеком. На его счету были сценарии к лентам «Чистое небо» (1961) и «Девять дней одного года» (1961), и как раз в последнем он затронул тему, которая стала для него важнейшей в творчестве. Это был разговор о людях науки, о самоотверженности истинных учёных, об их самоотречении и даже самопожертвовании ради прикосновения к очередной тайне природы.

В 1970 году Храбровицкий задумал снять историю о покорителях космоса.

Но не тех, кто был на виду, а тех, кто шаг за шагом, ошибаясь и рискуя, создавал основу всего. Об учёных, инженерах и конструкторах, благодаря которым в СССР появилась уникальная техника, опережавшая время.

Имена этих людей тогда мало кто знал, да и после они многие годы держались в секрете, поэтому герои фильма, имевшие реальных прототипов, предстали на экране под вымышленными именами.

В первом варианте Даниила Храбровицкого главный герой, Андрей Башкирцев, был во многом списан с Сергея Королёва. Этот сценарий Храбровицкий показал Борису Чертоку, конструктору Особого конструкторского бюро №1, которое возглавлял Королёв, и соратнику Генерального конструктора. Черток оказался рядом с Храбровицким по просьбе «Мосфильма»: киностудия обратилась к научному сообществу за помощью и консультациями.

Борис Черток и Даниил Храбровицкий быстро поладили, поэтому обсуждение сценария поначалу шло легко.

Позже Черток познакомил Храбровицкого с коллегами конструкторами Алексеем Исаевым, который разрабатывал ракетные двигатели, и Михаилом Тихонравовым, работавшим совместно с Королёвым над космической техникой. Дорабатывая сценарий, Даниил Храбровицкий позаимствовал кое-какие факты и из их биографий. Так, в военном эпизоде, когда Андрей Башкирцев бросается на передовую, чтобы узнать об эффективности реактивных снарядов «Катюш», использован как раз образ Тихонравова. Так что в целом

кинематографический Башкирцев — это не только Королёв, но и Исаев и Тихонравов.
Фото со съёмок. Даниил Храбровицкий и Андрей Попов
Фото со съёмок. Даниил Храбровицкий и Андрей Попов

Когда речь зашла о более тщательной проработке сценария,

между Борисом Чертоком и Даниилом Храбровицкий начали возникать разногласия. Первый был за историческую правду, второму нужен был художественный фильм,

который изначально подразумевает некоторую часть вымысла. К тому же многое из того, о чём хотел бы рассказать Черток, было под секретом, и если бы авторы включили это в сценарий, его бы просто не пропустила цензура. Кроме того,

Храбровицкий намерено отказался от негатива в ленте, решив, что у него не будет ни отрицательных героев, ни предательств.

И это стало одним из камней преткновения: Борис Черток настаивал, что в фильме нужно показать соревновательный момент между конструкторами, даже зависть и злорадство, которое они, как и любые реальные люди, в жизни испытывали по отношению к достижениям и провалам коллег. Но Даниил Храбровицкий стоял на своём, поэтому у него

Андрей Башкирцев и Евгений Огнев (его прототипом был Валентин Глушко) — верные друзья и соратники, хотя в жизни между ними были отношения не столь однозначно тёплые.

Моментом, который вызвал принципиальные разногласия между Чертоком и Храбровицким, стал уход из жизни Башкирецва. Черток возмутился, увидев, что в сценарии генеральный конструктор последние минуты жизни проводит на обочине просёлочной дороги, а не в кремлевской больнице. Но и здесь победило кинематографическое видение: Храбровицкому снова была нужна не историческая хроника, а художественность и красота замысла.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Актёров Даниил Храбровицкий подобрал быстро. Это были, в основном, представители ленинградской школы: Кирилл Лавров, Игорь Владимиров, Игорь Горбачёв. Кстати,

у Кирилла Лаврова даже не было творческого образования, он в своё время окончил авиационную школу, а актёрство было его увлечением.

Но отсуствие образование не помешало ему стать выдающимся артистом, а роль Андрея Башкирцева оказалась для него одной из жизнеопределяющих.

Лавров несколько месяцев потратил на подготовку к роли, прочёл всё, чтобы было опубликовано и Королёве, общался с теми, кто знал его лично.

Спустя пять лет после выхода «Укрощения огня» он в интервью говорил, что по-прежнему находится под воздействием личности Королёва, по-прежнему размышляет о масштабе этого уникального человека и всё ещё внутри себя переживает историю, рассказанную в фильме.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Возлюбленную Башкирцева сыграла Ада Роговцева. Тут надо отметить, что

романтическая линия в «Укрощении огня» — полная выдумка сценариста и режиссёра. Она, к слову, тоже попала под критику Бориса Чертока,

но Даниил Храбровицкий вновь настоял на своём и оставил отношения Башкирцева и его любимой женщины именно в таком виде.

Также в картине появились Иннокентий Смоктуновский в роли Циолковского, Зиновий Гердт, Андрей Попов, Всеволод Сафонов, Евгений Матвеев, Иван Рыжов, Вадим Спиридонов. Матерью Башкирцева стала Вера Кузнецова, которой вообще часто доставались мамы, тёти, бабушки и соседки, а безответно влюблённую в Башкирцева коллегу изобразила Светлана Коркошко.

Фото со съёмок. Иннокентий Смоктуновский в образе Циолковского
Фото со съёмок. Иннокентий Смоктуновский в образе Циолковского

Пару слов об исполнителе роли первого космонавта в «Укрощении огня». Этот момент пропустить было нельзя, ведь запуск человека в космос был ключевым в жизни Королёва. На Байконуре в числе консультантов фильма работал Анатолий Челомбитько. Анатолий был похож на Юрия Гагарина, это замечали все, и Даниил Храбровицкий решил этим сходство воспользоваться, предложив непрофессиональному актёру роль. Тот и не подумал отказываться.

Фото со съёмок.
Фото со съёмок.

Снимался Анатолий в оригинальном скафандре Гагарина, из-за этого произошёл конфуз:

Юрий Гагарин был ниже ростом и Челомбитько скафандр оказался мал. Ему пришлось сжаться и скукожиться, лишь бы влезть в костюм, но Анатолий пошёл на такие жертвы и отснялся в нескольких дублях.
Фото со съёмок. Анатолий Челомбитько и Кирилл Лавров
Фото со съёмок. Анатолий Челомбитько и Кирилл Лавров

Съёмки масштабно двухсерийной картины заняли около полутора лет. Группа исколесила полстраны, побывав на Черноморском побережье Крыма, в Подмосковье, Калуге (эпизод с Циолковским снимали прямо в калужском доме-музее изобретателя). Для съёмок на «Мосфильме» выстроили декорации бункеров и пультовых, чтобы отснять эпизоды в помещениях. Но, конечно,

главным приключением стали съёмки на Байконуре, куда раньше штатских, тем более кинематографистов, если и пускали, то крайне неохотно.

Группа подстраивалась под планы научно-исследовательских работ на космодроме, при этом подготовку к съёмкам организовывали так, чтобы не мешать учёным и инженерам. А к записи запусков ракет киношники готовились неделями: предельно точно выверяли расстановку камер, многократно их дублируя, и до сантиметра просчитывали положение актёров. Всё нужно было снять с единственного дубля, ведь ради кино никто второй раз ракеты пускать не собирался.

Кадр из фильма. Эпизод со Светланой Коркошко
Кадр из фильма. Эпизод со Светланой Коркошко

Артистам тоже приходилось непросто, они действовали не в декорациях и павильонах, а в действительно боевой обстановке: в монтажно-испытательных корпусах и на стартовых площадках.

Во время одного запуска Светлана Коркошко, участвовавшая в сцене, не смогла сдержать слёз во время дубля и они попали в кадр,

что только лишний раз показало, насколько велико волнение создателей техники, даже уверенных в себе.

Работая на Байконуре, киношники узнали много интересного и нового, так что картина обогатились любопытными деталями, которых в сценраии изначально не было. Так, ещё при Королёве было заведено, что

при выезде ракеты из ангара впереди обязательно должен идти конструктор, а остальные обязаны снять шапки, встречая очередное детище, и в ленте появилась такая сцена.

Ещё один красивейший эпизод — горнист на фоне тёмного неба, который в казахской степи трубит зарю. Это реальный факт:

4 октября 1957 года запуск при запуске первого спутника по инициативе Королёва на Байконуре действительно совершили такой ритуал, символизировавший шаг в новую эру, космическую эру человечества.

Ну и в заключение напомню, что музыку к «Укрощению огня» написал Андрей Петров. И обязательно слушайте её: это гимн все дерзнувшим, всем, кто взял на себя смелость быть первым, всем, кто безоглядно шёл к мечте. Это ода тысячам обычных людей, имена которых сегодня помнят лишь их родственники, но которые по винтику, кропотливо проходя сантиметр за сантиметром по бесконечной дороге создавали уникальную тенику, которую прежде нельзя было представить, и поднимали нас в космос.

Кадр из фильма. Генеральный конструктор Башкирцев
Кадр из фильма. Генеральный конструктор Башкирцев

А ещё в картине есть своего рода пророчество.

После кончины Башкирцева его место занимает Огнев. В 1974 году место генерального конструктора занял Валентин Глушко, ставший прообразом Огнева,

(правда, тогда Королёва не было в живых уже восемь лет, но всё же совпадение любпытно).

Кадр из фильма. Эстафету принял Огнев
Кадр из фильма. Эстафету принял Огнев

А что для вас «Укрощение огня»? Биографии Сергея Королёва и его его сподвижников или история рождения советской космической отрасли?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Аварийный пуски ракет Р-7, показанные в фильме «Укрощение огня» (1972), — это не постановки и не спецэффекты, это реальные съёмки на Байконуре, куда пусть и с трудом, но допустили создателей ленты.-11