Часто слышу мнение о том, что вот, если человек такой уродился, то ничего уже с этим не поделать.
А еще есть известная поговорка: «Горбатого могила исправит». Видимо ее сочинил однажды человек, который наткнулся на что-то, что не мог переделать, и в сердцах и произнес вот это вот, ставшее затем крылатым.
На самом деле наверняка он хотел переделать не себя, а какого-то другого человека, то есть, он залез на чужую территорию, пытаясь там что-то изменить по собственному образу и подобию. Нарушил чужие границы.
С чужой территории его конечно же выгнали. Он просто не читал статьи по психологии, где все время пишется о том, что другого человека извне действительно изменить невозможно.
Изменить возможно только себя, и то – если этого захотеть.
Если нет желания, то и изменить ничего не получится, у человека просто нет в этом необходимости.
Еще есть мнение о том, что личность – это что-то такое генетическое, заданное. Уродился с таким характером. Все, труба.
Но личность – это не статичный набор генов, вшитый в туловище. В туловище личности нет. В черепушке ее тоже нет, можете не искать. Еще никому не удавалось пересадить одну личность в другую.
- Личность – это динамический психический конструкт, основное качество и потребность которого – трансформация, изменения с течением времени.
Вот тело действительно не меняется, если волосы каштановые, то они вряд ли сами собой станут черными, если их не покрасить.
Гены относятся к телу. А личность относится к психике.
С течением времени тело стареет, а личность только становится сильнее и богаче. Если ею заниматься конечно же.
Если личность не меняется по какой-то причине, если она застревает в чем-то, в каких-то своих однотипных состояниях, эмоциях, в повторяющемся неадаптивном поведении, то она страдает.
В чем может застрять личность?
Например, личность может застрять в поиске решения для невозможной задачи. Часто это бывает про отношения. И все с той же позиции нарушения границ: мы чего-то хотим от человека, а он совсем не хочет нам этого давать. И, если постоянно об этом думать, то и произойдет зацикливание на невозможном. А это награждается в конечном итоге депрессией: слезы, беспомощность, невозможность что-то изменить, падение сил, падение мотивации.
Еще пример про то, как мы застреваем – на своих ощущениях в теле. Повышенное внимание на симптомах невротической болезни развивает симптомы. Мы думаем о плохом, фиксируем свое внимание на этом и – выращиваем свое плохое все больше и больше.
Мы можем застрять в страхе перед выходом на улицу, например, перед поездкой в транспорте, перед контактом с другими людьми, с противоположным полом. И оставаться там на годы, все глубже и глубже уползая в свою невротическую яму.
Тот, кто на самом деле попал в эти свои замкнутые циклы, очень хорошо знает, какой накал страданий сопровождает при этом человека. Там тоже идет развитие, как ни странно. Но это – АНТИ-развитие, развитие наоборот, в противоположную сторону. Человеку становится все хуже и хуже, если он не начнет свои шаги в обратную сторону.
И совсем другая ситуация происходит в жизни той личности, которая идет вперед, в свое хорошее, дает себе возможность на развитие самого себя.
Что надо развивать-то в себе?
Ни одно личностное качество никак не связано с генами. Верней, гены на них конечно же влияют, но опосредованно, совсем не так, как мы привыкли думать. Это не про обреченность, а про шансы. Всегда.
Попробую навскидку вспомнить первое попавшееся качество личности.
А вы сами для себя решите, невозможное это качество для изменений или возможное.
Любопытство.
Любопытство присуще любому ребенку, с любым набором и генов, и свойств личности.
Любопытство способствует в итоге развитию ума, сообразительности, воображения, способности к творчеству, способности накапливать информацию, систематизировать ее и трансформировать в новое – возникает креативность.
Смотрите. Начало всему было – разрешение быть любопытным. Дети не спрашивают ни у кого разрешение на любопытство. Они могут так вынести мозг своим родителям бесконечными вопросами, что можно сойти с ума. Ребенок растет, его личность развивается и требует пищи для своего роста.
А что с нами происходит дальше?
Наблюдали ли вы за собой когда-нибудь, как вы не решаетесь задать вопрос, просто потому что боитесь показаться глупым? Но как же тогда поумнеть, если не пойти навстречу этому страху?
Вы заблокировали свое любопытство.
Вот вам, пожалуйста, только один маленький пример, как именно мы сами тормозим свое личностное развитие. И гены тут не при чем.
Всему виной неверно прожитый однажды наш негативный опыт.
Иногда я думаю о том, что детей надо учить не целей добиваться и побеждать, а – проигрывать. Правильно уметь проигрывать, принимая свое поражение, верно проживать свой негативный опыт.
Какие есть этапы развития свойств личности?
А теперь дополнительная информация для тех, кто знает, что такое системно-векторная психология Юрия Бурлана. Меня просили хоть иногда добавлять в статьи и эту информацию. Я подумала и решила, что иногда я действительно смогу это делать.
Итак.
Не всем по своей природе даются от рождения одинаковые свойства.
Отсюда и путаница, и заблуждения все. Мы не умеем различать свойства в людях. И их состояния. Мы ждем от человека того, чего в нем нет и в помине. Или сравниваем себя с теми, кто на нас внутренне похож не больше, чем крокодил на бабочку. Но мы-то видим такие же ноги и руки, а психику – не видим, увы. Нам всегда мерещится что-то свое.
Те, кто хотя бы раз посмотрел выложенные в открытом доступе лекции по СВП, очень хорошо теперь понимает, о чем это я сейчас говорю. Они уже умеют различать эти свойства в других людях, хотя бы некоторые. И не тыкаются вслепую.
Ни одно свойство личности не похоже на другое.
Они никак не пересекаются. И между ними есть особые отношения.
Это как с нотами – их всего семь, но из семи нот можно создать бесконечное число мелодий на любой вкус. Также и со свойствами человеческими, только чуть сложнее и красивее.
Не всем поровну достаются одни и те же свойства. А вот если дала природа какое-то свойство – то свойство это может иметь очень широкий диапазон состояний внутри себя, от самых нижних, неразвитых, до самых высоких, на максимальном уровне развития.
Например, от
- – страха в зрительном векторе (самое нижнее, первобытное состояние);
- – к умению наслаждаться красотой мира;
- – к сочувствию и состраданию ко всему живому, к способности воспринимать чужие (а не только свои) состояния, учитывать их, уважать и беречь чужое;
- – и далее, на самый высочайший уровень развития: на уровень гуманизма.
Что такое гуманизм в зрительном векторе? Когда зрительный человек выходит уже за пределы своего индивидуального ограниченного мирка и создает связь со всем миром, транслируя ему ценности этого уровня.
Мало быть просто развитым на какой-то уровень в каком-то своем свойстве (их очень много у любого человека), еще необходимо реализовать эту свою развитость в социуме. Делать что-то надо в мире, используя эти свои свойства.
Природа награждает такого 1) развитого и 2) реализованного человека и здоровьем, и чувством удовлетворения своей жизнью, ее полноценностью, и долгой жизнью.
Как вам такая цель? Подходит? Тогда могу предложить присоединиться к нашему сообществу, ссылка на телеграм-канал внизу статьи. А также вы можете подписаться на наш Премиум-Клуб, где есть те статьи, которых нет в открытом доступе. Они все на ту же тему – как пошагово подняться над своим плохим и создать свое хорошее.
Не даю никаких ссылок на СВП и прошу меня не спрашивать об этом в комментариях. Предлагаю совершенно самостоятельно развивать свое любопытство до способности самостоятельно находить то, что лежит открыто под ногами вокруг нас – поисковики вам в помощь.
Ссылки даю только на свое.
________________________
Вы можете подписаться на «Личность и Мир» в нашем Телеграм-канале.
Всю информацию о том, как найти этот канал, как связаться со мной, можно найти на главной странице блога и в закрепленной там же теме:
________________________
©Татьяна Леднева