Народ, всем привет. Сегодня у нас такая расслабляющая статья, просто ради интереса и понимания, как культурная составляющая действует на продвижение, рекламу, маркетинг и ведение бизнеса в целом. Простыми словами, поговорим про социокультурные фишки в маркетинге, в основном мы поговорим про онлайн торговлю, так как это лично мне больше интересно, окунемся в интернет-шопинг разных странах, а также немного обсудим продвижение товаров, роль блогеров, отзывов или обзоров, и особенности оплаты и доставки.
Так, начнём мы с самого близкого за последнее время для нас, Китая, и так сказать, в китайском интернет-пространстве шопинг – самая быстрорастущая онлайн-активность. Отличительная черта – высокая эффективность email-рассылок: исходя из опросов, 75% китайцев готовы купить товар, получив просто сообщение об акции. А вот в России рассылкам давно не доверяют, хотя это до сих пор остается одной из самых востребованных способов общения с клиентами. В Китае, в связи с большим количеством подделок на рынке потребители уделяют внимание сертификации товаров и проверенным продавцам.
В Японии онлайн-шопинг – это также очень популярный вид проведения времени в интернете, так сказать. На первом месте только проверка почты. Самое интересное, что японцы в выборе склонны ориентироваться именно на обзоры товаров, от других пользователей, блогеров и т.д. Очень популярный формат «распаковки» видимо. Японцы предпочитают традиционные бренды с хорошей репутацией и устойчивой историей. Сервисы должны быть надежными и тщательно продуманными.
Что касается США, то более половины всех магазинов в стране занимаются онлайн-продажами. Клиенты отдают предпочтение быстрой доставке, поэтому успешные ритейлеры содержат много складов по всей стране. В России за последние годы также число онлайн магазинов возросло, хотя с ростом популярности маркетплейсов нужно отдать часть должного им. Хотя и тут есть ложка дегтя – из-за постоянного демпинга цен и наводнения страны китайскими ширпотребными товарами хорошим продавцам тяжело выходить на эти площадки.
Интересный факт, что в Германии рекордно высокий процент возврата товаров, приобретенных через интернет – он составляет почти половину от всех заказов.
А дело в неком культурном коде и специфики нации - клиентам очень хочется все рассмотреть и пощупать. Поэтому для немцев важна возможность возврата и недорогая доставка. Это стоит сразу учитывать, если вы решили открыть онлайн магазин в Германии. В Германии популярны счета для оплаты позже (invoicing) и платежи через банковские переводы (SEPA), в то время как в Великобритании и Франции популярны банковские карты и PayPal.
Переносимся во Францию, где люди также больше предпочитают офлайн шопинги, и гораздо меньший процент людей вообще пользуются интернетом – это 68% населения (для сравнения – в США и Германии этот показатель более 80%). Однако по объему рынка e-commerce Франция стабильно присутствует в первой десятке стран. Видимо просто потому, что тут еще работает общая культура французов и их любовь к новым вещам и шопингу в целом.
Европейцы, особенно в Германии и Франции, уделяют большое внимание безопасности данных и защите конфиденциальности. Покупатели склонны выбирать известные бренды и магазины с положительными отзывами. Еще очень важный момент: европейские покупатели предпочитают видеть сайты на своем родном языке, даже если знают английский. Локализация контента очень важна.
Кстати, Вам может быть это интересно:
Среди покупателей в Южной Корее многие предпочитают американские товары отечественным из-за более низкой стоимости. Это уникальная ситуация, поскольку в других странах потребитель чаще обращается в местные интернет-магазины. Но корейцы предпочитают заказывать в зарубежных интернет-сайтах и ждать долгую доставку, но по стоимости это выйдет даже дешевле, чем покупать в магазинчике за углом. В Южной Корее, как и в Японии, блогеры и инфлюенсеры играют огромную роль в продвижении продуктов через видеообзоры и "unboxing".
Интересный факт, что в Скандинавских странах большое внимание уделяется экологии, поэтому бренды, предлагающие экологичную упаковку или устойчивое производство, получают большее доверие.
Теперь перенесёмся в Индию. Покупатели ценят низкие цены, скидки и доступ к товарам, которые недоступны в местных магазинах. При этом в Индии популярна оплата при доставке, так как доверие к онлайн-платформам ниже, чем в Западных странах. Еще стоит учитывать важность мобильной коммерции: индийцы активно совершают покупки через смартфоны. WhatsApp и локальные маркетплейсы играют важную роль.
Ну и закончим мы странами Латинской Америки, Бразилии, Аргентины, Мексики. В этих странах стоит учитывать, что много людей не имеют банковских карт, поэтому популярны альтернативные методы оплаты, такие как Boleto Bancário (в Бразилии) и оплата наличными в терминалах. При этом покупатели больше доверяют известным международным площадкам (например, Amazon) или местным магазинам.