24 ноября в 19:30 самолет авиакомпании «Азмут» начал выполнять рейс из Сочи в Анталию. На борту находились 6 членов экипажа и 89 пассажиров, многие из которых отправились в отпуск или планировали совершить пересадку в турецком курортном городе.
Полет проходил в обычном режиме, и всего через два часа в иллюминаторах замелькали огни посадочной полосы аэропорта Анталии. Однако неожиданно самолет резко вздрогнул и ударился о землю. За этим последовал еще один сильный удар. Пассажиры были в замешательстве и панике. Кричали дети, взрослые оглядывались по сторонам в поисках объяснений. Пилот сообщил персоналу о случившемся, а пассажиры начали вскакивать с мест и хватать свои вещи.
Через иллюминаторы стало видно, как за бортом Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) вспыхнул яркий огонь. Пассажиры кинулись к аварийным выходам и по трапу покинули самолет. Никто из них не пострадал.
Позже представители авиакомпании «Азимут» пояснили, что самолет совершил жесткую посадку из-за порыва ветра. При ударе о полосу из двигателя вытекло топливо, что привело к возгоранию.
Пожарные прибыли на место происшествия в течение двух минут. По данным турецких властей, сигнал тревоги был подан в 21:34 (московское время), а тушение началось в 21:36 и продолжалось около 5-7 минут. Эвакуация пассажиров заняла около 10 минут. Однако она могла бы пройти быстрее, если бы люди не стремились забрать свои чемоданы и вещи. В результате многие задерживались на взлетно-посадочной полосе, пытаясь найти своих близких или собрать выпавшие предметы.
«Мама, пожар! Мы горим»
Очевидцы, находившиеся на борту самолета, поделились своими впечатлениями. Алина из Челябинска и ее сын Платон сидели в разных рядах, ближе к хвостовой части воздушного судна.
— Посадка была жесткой. Мы буквально стукнулись о землю. Сын сидел возле крыла, увидел лужи топлива, повернулся ко мне и закричал: «Мама, пожар! Мы горим», — делилась россиянка с редакцией «КП».
После объявления об аварийной ситуации пассажиры бросились к выходу из самолета. Однако многие из них замешкались, собирая ручную кладь. Алина, по её воспоминаниям, возмущалась, крича: «Что вам важнее, вещи или жизнь?». За окном виднелось зарево пожара. Время было на счету, но пассажиры тратили его на чемоданы. Те, кто находился в хвостовой части, оказались в пробке из-за толпы.
Другой россиянин, находившийся на борту, Руслан Юдинских вспоминает, что сначала пилот сообщил о скорой посадке через 20 минут, но этого не произошло. Самолет кружил в воздухе около получаса, затем начал снижаться, сильно трясясь.
После удара началось задымление. Юдинских, как и предыдущая собеседница издания Алина, находился в хвостовой части, но впоследствии выход там не был открыт. Экипаж больше не давал никаких указаний. Лишь позднее был открыт передний трап, и пассажиры начали покидать салон.
Эвакуация проходила медленно, так как многие пытались забрать свои вещи, не уступая дорогу другим. Как отмечает в своём материале «КП», подобная ситуация уже произошла в 2019 году в Шереметьево, где погибли пассажиры, не сумевшие покинуть горящий самолет из-за тех, кто хватал ручную кладь при эвакуации. К сожалению, из этого ЧП никто не извлек уроков.
Как известно, в самолете предусмотрено четыре аварийных выхода. Два задних выхода были заблокированы огнем, попытки открыть их оказались тщетными из-за густого черного дыма. У передних дверей возникла заминка, стюардесса не смогла открыть одну из них, возможно, из-за заедания. Пассажир Султан, торговец фруктами, пришел на помощь, чтобы открыть заблокированную дверь.
— Дыма было много, конечно, полминуты и уже было сложно дышать. Я сидел впереди, сразу побежал к выходу, чтобы выйти. Дверь была еще закрыта, но то ли ее подзаклинило, то ли у бортпроводницы не хватало сил от стресса, но она говорила: «не могу!». Я понял, что она растерялась, девочка молодая, не каждый раз же такое случается, сам открыл. В этот момент уже как раз подъехали пожарные машины и начали тушить огонь. Если бы они не приехали, и мы не вышли, за минуту можно было там всех похоронить. Слава богу, все живы-здоровы! — говорил в разговоре с «КП» мужчина.
По словам очевидцев, оба передних надувных трапа были спущены. Эвакуация происходила в основном через передние двери. Задние трапы в итоге выпали, но ими не воспользовались. Позже представители авиакомпании заявили, что решение об эвакуации с помощью надувных трапов принял командир экипажа.
Пожарным удалось быстро прибыть на место происшествия благодаря тому, что самолет остановился в непосредственной близости от пожарной части. Салон самолета остался невредимым, а основная часть повреждений пришлась на обшивку вокруг двигателя.
Пассажирам повезло, что пожар удалось потушить в течение двух минут. По их словам, во время самого интенсивного возгорания они находились внутри салона, где не было открытого огня, но присутствовал густой дым.
После эвакуации пассажирам пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Их продержали в аэропорту несколько часов, предоставив для пропитания лишь бургеры и воду. Многие из них летели с пересадками и испытывали сильную усталость. Информация о багаже долгое время не поступала, а его выдача затянулась до утра. В итоге пассажиры смогли покинуть аэропорт только через 8 часов после посадки. Несмотря на обещание трансфера, некоторым пришлось добираться до нужной точки самостоятельно.
— Часть россиян благополучно покинула аэропорт. Остальные приняли решение дожидаться выдачи багажа, им предоставлено питание. Пассажиры, которые должны были вернуться в Россию обратным рейсом, размещены в гостинице до прибытия резервного борта, — сообщили журналистам в Генеральном консульстве, также известно, что пассажиры собираются подать коллективный иск к перевозчику, утверждая, что должной помощи им не оказали.
Как удалось выяснить «КП», 10 человек потеряли заграничные паспорта, им будет оказано содействие в восстановлении документов.
Судно продемонстрировало способность выдержать нормативное время при пожаре
За штурвалом самолета находился опытный экипаж из трех человек: командир Владимир Чернов, второй пилот Дмитрий Подрубилин и командир-стажер Андрей Прядкин, имеющий солидный опыт в авиации. В настоящее время пилоты отказываются от общения со СМИ, а командир экипажа лишь кратко сообщил, что все в порядке.
Самолет, попавший в происшествие, был выпущен семь лет назад и эксплуатировался авиакомпанией с 2017 года. В день происшествия, 24 ноября, он совершил три рейса. Эксперты предполагают, что причиной жесткой посадки стали не технические неполадки, а неблагоприятные погодные условия. В день происшествия в Анталье бушевал шторм.
Обычно при жесткой посадке не происходит возгорания. Однако в данном случае был поврежден топливный бак возле двигателя. С другой стороны, как отмечают специалисты в отраслевых форумах, самолет продемонстрировал способность выдерживать нормативное время при пожаре, что позволило пассажирам благополучно покинуть салон.