Школа — это пространство, где каждый день встречаются сотни людей: детей разного возраста и взрослых, которые взаимодействуют между собой по самым разным вопросам. Многообразие мнений, позиций, индивидуальностей каждого из участников образовательного процесса порождает большое число противоречий, спорных, конфликтных ситуаций. Важно, чтобы в школе все ее участники – ученики, учителя и родителя чувствовали себя безопасно и комфортно. Подавляющее большинство проблем, вопросов, спорных моментов и конфликтов можно решить в стенах школы мирно и конструктивно.
Как педагогу разрешить конфликт между детьми. Алгоритм действий.
Любой конфликт независимо от его причины, природы, уровня развития может быть разрешен с использованием определенной последовательности действий. Алгоритм – это последовательно выполненные шаги для достижения наиболее благоприятного исходя из конфликтной ситуации. Алгоритм помогает разрешить конфликт с минимальными потерями (максимальной выгодой).
Предлагаю несложный алгоритм действий со стороны педагога (третья сторона) в отношении учеников (учителей, родителей) между которыми возникла конфликтная ситуация.
Подготовительный этап
- Анализ конфликтной ситуации. Необходимо определить суть возникшей проблемы, её последствия для взаимоотношений в классе, школе, группе, проанализировать текущие позиции и интересы сторон (как явные, так и скрытые).
- Общение с первой стороной. Традиционно это будет тот, кто сообщил о конфликте. Педагогу необходимо выяснить о взглядах на проблему, о путях выхода из конфликта, об опасениях при неблагоприятном исходе. Важно дать возможность выразить эмоциональное отношение к ситуации, выявить особенности переживаний. Также в разговоре нужно уделить внимание мнению первой стороны о второй, пусть оно зачастую и носит субъективный характер.
- Общение со второй стороной. После разговора с одной стороной следует пообщаться со второй стороной. Пока что это не переговоры, а именно выяснение интересов, желаний, целей. Общение проходит также, как в пункте 2.
- Разговор с окружением. Педагогу обязательно следует провести беседу с ближайшим окружением конфликтующих сторон.
Разрешение конфликтной ситуации
Исходя из полученной информации педагог продолжает выстраивать оптимальную стратегию.
Когда третья сторона (педагог) имеет общее представление о мнении на конфликт двух других сторон, то можно перейти к обсуждению причин, методов урегулирования и возможного исхода конфликтной ситуации. Чтобы добиться оптимального результата, необходимо обеспечить следующие условия:
- Абстрактный подход. Личное отношение к противоборствующим сторонам является серьезной помехой. Необходимо абстрагироваться, т.е. представлять, что стоит за конфликтом двух участников, и как он может разрешиться.
- Поиск скрытых мотивов. Нередко за внешними проявлениями (к примеру, агрессивность, грубость) стоят скрытые мотивы (например, привлечь внимание, желание занять лидерские позиции, обиды, стремление к справедливости и т.д.). Именно скрытые мотивы двигают участниками.
- Использование метода «кнута и пряника». Конфликт – процесс, в котором, чаще всего, обе стороны в чем-то правы и не правы. Нужно похвалить обоих участников в правоте, усомниться или отметить неверные суждения, действия.
- Оценка исхода. Педагог может попытаться найти способы достижения компромисса. Педагог разрабатывает стратегию разрешения конфликта, предлагает в рамках стратегии по несколько способов урегулирования ситуации каждой из сторон.
- Принятие решения о вмешательстве или отстраненности. Не во все конфликты следует обязательно вмешиваться. Иногда вмешательство педагога может привести к неблагоприятным последствиям.
Непосредственное разрешение спорной ситуации.
Воссоздание конфликтной ситуации (важно, чтобы участники честно рассказали о ситуации, достигли обоюдного согласия относительно действий друг друга).
- Выявление и проговаривание эмоциональных состояний в ситуации конфликта, мотивов (почему так поступил, чего добивался), разбор причин действий (планировал, принимал разумное решение, действия были продиктованы эмоциональным состоянием и т.д.). Можно предложить поменяться местами в конфликтной ситуации («как ты думаешь, что он чувствовал?», «о чем он думал, когда это произошло?», «почему он так поступил?» и т.д.).
- Выявление других, более конструктивных сценариев взаимодействия. Анализ недостатков ресурсов, которые бы могли помочь.
- Поиск путей разрешения конфликта. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с учетом возможных последствий.
- Принятие согласованного решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде (соглашении, договоре).
- Примирение. Стороны приносят извинения (четко определяют за что и почему).
- После окончания противостояния необходимо обязательно провести обобщение с учетом полученного опыта. Это поможет предотвратить аналогичные конфликтные ситуации в будущем или избежать неблагоприятного исхода.
- Реализация принятого решения на практике.
Памятка для учеников «Что делать в конфликтной ситуации?»
1. Если ты столкнулся с агрессивным поведением ученика, то помни, что в данный момент договориться трудно или невозможно. Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
2. Потребуй от агрессивного ученика спокойно обосновать претензии, указать на факты и объективные доказательства.
3. Если тебя оскорбляют, сообщи о том, что тебе неприятно, и ты оскорблен. Спокойно требуй извинений. При отказе смело сообщай учителю!
4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не нужно оскорблять, лучше скажи: «Я очень огорчен тем, как ты со мной разговариваешь».
5. Спроси: «Чего ты хочешь?», «Чего ты добиваешься?», «Зачем ты это делаешь?»…
6. Предложи высказать ему свои соображения по разрешению возникшего конфликта, расскажи о своих вариантах решения. Не ищи виновных, ищи выход из создавшегося положения. Вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным.
7. Если не можешь договориться о чем-то, то ищи основу для соглашения (правила, соглашения принятые в классе, школе).
7. Не отвечай агрессией на агрессию. Не задевай его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивай его личности. Давай оценку только его действиям и поступкам.
9. Держись в позиции «на равных». Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого партнера. Держись твердо в позиции спокойной уверенности.
10. Не бойся извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вызывает у него уважение.
11. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой.
16. Независимо от результата разрешения конфликта старайся не разрушать отношения. Они всегда должны оставаться на уровне доброжелательности и взаимного уважения.
Как вести себя родителям
1. Сохраняйте спокойствие
Раздраженная, нервная мама и агрессивный отец, готовые бежать отстаивать справедливость и наказывать обидчиков, — это не та компания, которая нужна ребенку. Спокойствие и уверенность родителей дадут возможность почувствовать ребенку безопасность и защищенность.
Если ребенок сам вышел на разговор о конфликте, сообщите ему, что цените его откровенность, он правильно сделал, что поделился с вами. Для детей это непросто, они боятся показаться уязвимыми, слабыми, часто испытывают чувство стыда. С одной стороны, не хотят расстраивать родителей, с другой — «подставить» одноклассников и показаться ябедами. Это мешает сообщить о проблеме.
2. Проясните ситуацию
Задавайте ребенку вопросы о том, что произошло. Важно зафиксировать конкретные события и факты. Точно определить какие действия и кем были предприняты, в какое время, кто в этом участвовал, кто был свидетелем.
Важно объяснить ребенку, что он не сделал ничего неправильного и не виноват в том, что происходит. Подумайте вместе о возможностях разрешения конфликта.
3. Обратитесь к классному руководителю.
Полученную информацию необходимо передать классному руководителю. Написать заявление о необходимости разобраться в сложившейся ситуации. Обсудить с классным руководителем о совместных действиях.
4. Общайтесь с ребенком в процессе разрешения конфликта. Следите за ходом его разрешения.
5. Обратитесь к администрации школы, если конфликт не разрешается.
Другие статьи о воспитании: