Тюнинг питбайка или эндуро мотоцикла открывает массу возможностей для улучшения характеристик вашего двухколесного друга. Но как не превратить свой байк в бесполезный "колхоз" и сделать действительно полезные доработки? Сегодня мы разберем все виды тюнинга: от защитных элементов и полезных улучшений до увеличения мощности и подготовки к станту.
Защитный тюнинг - продлеваем жизнь байку
Начнем с категории тюнинга, который служит для продления срока эксплуатации вашего мотоцикла.
Защита рычагов и рук
Первое, что стоит установить - защита рычагов. Она одновременно защищает как сами рычаги, так и ваши руки при падении. Когда мотоцикл падает, рычаги часто ломаются даже если они откидные. Алюминиевый профиль защиты примет на себя весь удар.
Существует несколько вариантов защиты:
- Простые мухобойки (пластиковые накладки без металла)
- Защиты с металлическим каркасом внутри пластика
- Цельнометаллические защиты, захватывающие верхнюю часть крепления руля
Последний вариант наиболее надежный, хотя и самый дорогой.
Защита двигателя
После рычагов стоит позаботиться о защите мотора. На питбайках часто остается просто металлическая подставка, но лучше установить полноценную защиту. Она бывает:
- Пластиковая (помогает лучше скользить через препятствия)
- Цельнометаллическая алюминиевая (более дорогая, но надежная)
Многие защиты дополняются элементами под прогрессию, которые также облегчают преодоление препятствий.
Органы управления
Откидные рычаги (сцепления и тормоза) и откидные лапки КПП значительно продлевают срок их службы. При падении они просто складываются, а не ломаются.
Стоит также обратить внимание на руль. На питбайки чаще всего ставят руль ProTaper непеременного сечения. Стоковые рули из тонкого металла легко гнутся даже при небольшом падении, особенно в песок.
Откидные рычаги бывают:
- Просто откидные (складываются в одном направлении)
- Рычаги 360° (складываются во всех направлениях)
Помните, что даже лучшие откидные рычаги не прослужат долго без защиты рычагов!
Колеса и цепь
Замена стандартной камеры на усиленную значительно снижает риск прокола. А установка буксатора предотвращает проворачивание камеры внутри покрышки и защищает от срезания ниппеля.
Для дополнительной защиты камеры рекомендуется установка флиппера (резиновой ленты на обод) и более прочных спиц с усиленной резьбой.
Алюминиевый обод без сварного шва также является хорошим тюнингом, так как он легче и прочнее стандартного.
Тормозные колодки - еще один важный элемент. Стандартные графитовые колодки быстро изнашиваются, особенно в грязи. Лучше выбирать полуметаллические или кевларовые с медью - они служат значительно дольше.
Цепь - критически важный расходник. Стоковые цепи на любом питбайке растягиваются после нескольких выездов. Лучшее решение - сальниковая цепь, которая служит гораздо дольше.
Полезный тюнинг - делаем жизнь проще
Этот тюнинг не защищает от поломок, но значительно упрощает использование мотоцикла.
Сцепление и управление
Легкий выжим сцепления с тремя положениями или гидравлическое сцепление - отличные варианты улучшения. Гидравлика не требует натяжки тросика и всегда выжимается одинаково независимо от температуры. Стоимость комплекта около 6000 рублей.
Грипсы и короткоходная ручка газа также повышают комфорт управления. Короткоход особенно полезен для тех, кто хочет максимально контролировать мотоцикл и активно работает с газом.
Безопасность и комфорт
Подушка на руль - незаменимое дополнение для сохранения зубов и ребер. При резком торможении или попадании в яму вы рискуете удариться о перекладину руля. Подушка предотвратит травмы.
Чехол на амортизатор позволяет реже чистить задний амортизатор. Существуют также чехлы на переднюю вилку, но они менее практичны для эндуро.
Счетчик моточасов помогает следить за межсервисными интервалами. К счастью, многие современные питбайки уже оснащаются ими в базовой комплектации.
Тюнинг на скорость - с осторожностью!
Здесь начинается самое интересное, но и самое опасное для здоровья мотоцикла.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал Мотор и Колеса, где вы найдете еще больше полезной информации о мототехнике и сможете пообщаться с другими владельцами питбайков и эндуро.
Звезды и передаточное число
Изменение размера звезд - самый простой способ изменить характеристики байка:
- Уменьшение задней звезды повышает максимальную скорость, но снижает тягу
- Увеличение задней звезды улучшает тягу, но снижает максимальную скорость
Стандартная задняя звезда на эндуро - 52 зуба. Если хотите немного увеличить скорость, попробуйте поставить 49 или 47 зубов. Для улучшения тяги - 54-56 зубов.
Важно: слишком маленькая задняя звезда сделает подъем в горку практически невозможным!
Двигатель и карбюратор
Спортивный коммутатор позволяет сдвинуть отсечку и изменить момент подачи искры. Но после его установки обязательно потребуется настройка карбюратора.
Карбюратор можно заменить на больший, но есть предел разумного:
- Для питбайков 125 кубов не стоит ставить карбюратор больше 24 мм
- Для эндуро 250-300 кубов оптимальны 28-30 мм карбюраторы
При замене карбюратора придется подбирать жиклеры, что может привести к повышенному расходу топлива и частой замене свечей.
Увеличение кубатуры (например, с 250 до 300 кубов) на эндуро обычно проходит довольно просто, часто даже без замены карбюратора. А вот на питбайках (со 125 до 140-150 кубов) эффект не так заметен из-за более слабой коробки передач.
Помните: любое увеличение мощности - это снижение ресурса двигателя!
Визуальный тюнинг - дело вкуса
Внешний вид - дело индивидуальное, но есть несколько популярных вариантов:
- Накладки на спицы
- Новая графика (в том числе заказная)
- LED-оптика (не только выглядит лучше, но и дает более яркий свет)
Главное - не переборщить, чтобы не превратить байк в "колхоз".
Тюнинг для станта - искусство на одном колесе
Стант (трюковая езда) требует специфического тюнинга:
Ключевые элементы для станта:
- Бугель - для удобного вставания на заднее колесо
- Пеги - для переноса веса и защиты при падениях
- Полые оси - для установки пег
- Гидравлическое сцепление или легкий выжим - для быстрого использования клатчей
- Дублер заднего тормоза - для лучшего управления на заднем колесе
- Дорожная резина - для лучшего сцепления с поверхностью
- Радиатор охлаждения - обязателен, так как на высоких оборотах мотор быстро перегревается
- Увеличенная задняя звезда - для лучшей тяги при подъеме на заднее колесо
- Качественные подшипники - стандартные китайские быстро разрушаются под нагрузкой
Чего следует избегать - пять путей к "колхозу"
- Слишком много наклеек - превращает мотоцикл в пестрое месиво
- Прямоток или удаление флейт из глушителя - делает байк неприлично громким
- Несоразмерные световые балки - выглядят нелепо и могут мешать
- Колокольчики/цурикавы - создают лишний шум и бьются о пластик
Где сделать тюнинг?
Если вы хотите улучшить свою технику, можно обратиться в специализированные сервисы или в магазины сети BVDSHOP в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Там вам помогут подобрать комплектующие и установить их.
Заключение
Тюнинг мотоцикла - это не только улучшение его характеристик, но и проявление вашей индивидуальности. Главное - подходить к этому процессу с умом, выбирая действительно полезные улучшения, а не просто навешивая дорогие детали.
А какой тюнинг на своем питбайке или эндуро сделали вы? Делитесь опытом в комментариях!
Подробнее в нашем видео: ТЮНИНГ питбайка и эндуро - ПОЛНЫЙ ГАЙД
Подписывайтесь на самое активное КВАДРО-МОТО сообщество в Telegram - "Мотор и Колеса"
Там мы еженедельно разыгрываем экипировку и мотохимию!