Периодически сталкиваюсь с мнение, что парикмахер может помочь быстрее, чем психолог. В этом есть доля правды, но не все так однозначно. Давайте разберемся.
У каждого из нас есть свой опыт и знания о людях. Даже обычные люди могут понимать других, влиять на их поведение и предсказывать поступки. Известные писатели, педагоги, врачи, священнослужители — это яркие примеры житейских психологов.
Но чем же житейская психология отличается от научной?
Житейские психологические знания конкретны и применимы к определенным ситуациям, людям и задачам. Например, официанты и таксисты могут обладать практическим пониманием психологии для решения конкретных задач, например, в обслуживании клиентов. Аналогично, дети демонстрируют адаптацию поведения в зависимости от ситуации (например, с матерью, отцом и бабушкой), чтобы добиться желаемого результата. Однако, эта «проницательность» в отношении других людей ограничена и связана с конкретными отношениями. Таким образом, житейская психология характеризуется ограниченностью задач, ситуаций и людей, к которым она применима.
Научная психология, как и любая наука, стремится к обобщениям, используя научные понятия. Определение и уточнение этих понятий — важная задача. В научных понятиях зафиксированы ключевые характеристики предметов и явлений, а также общие закономерности и связи. Эти понятия четко определены, взаимосвязаны и объединены законами.
Второе отличие житейских психологических знаний — их интуитивный характер. Они приобретаются практическим опытом и наблюдениями. Этот метод особенно заметен у детей, обладающих развитой психологической интуицией, формирующейся благодаря постоянным, часто незаметным для окружающих, экспериментам над взрослыми. В результате таких "испытаний" дети определяют, кто управляем, а кто нет.
Педагоги и тренеры часто находят эффективные методы обучения и воспитания путем проб и ошибок, обращая внимание на малейшие положительные результаты. Иногда они обращаются к психологам, чтобы те объяснили психологический механизм найденных ими приемов. В отличие от этого, научная психология использует рациональный и осознанный подход, основываясь на формулировке гипотез и проверке логических следствий.
Третье отличие практической психологии от житейского опыта заключается в способах передачи знаний и их доступности. В практической психологии передача опыта ограничена. Это напрямую связано с конкретным и интуитивным характером житейского опыта. Передача житейского опыта от старшего поколения к младшему происходит крайне затруднительно и в незначительной степени. Проблема "отцов и детей" заключается в том, что молодое поколение неохотно воспринимает опыт предшественников. Каждый новый человек должен сам пройти через опыт, чтобы приобрести знания.
Научные знания накапливаются и передаются эффективно. Такое накопление и передача возможны, потому что знания структурируются в понятия и законы, фиксируются в научной литературе и передаются с помощью языка и речи.
Четвертое различие между житейской и научной психологией заключается в методах получения знаний. Житейская психология опирается на наблюдения и размышления, в то время как научная психология дополняет их экспериментальным методом. Эксперимент позволяет исследователю активно создавать и контролировать условия возникновения интересующего явления, варьировать эти условия и выявлять закономерности. Введение экспериментального метода (создание первой экспериментальной лаборатории в конце прошлого века) стало ключевым моментом в становлении психологии как самостоятельной науки.
И последние, пятое отличие. Научная психология обладает обширным и разнообразным фактическим материалом, недоступным обыденному пониманию. Этот материал накапливается и анализируется в различных специализированных областях, таких как возрастная, педагогическая, пато- и нейропсихология, психология труда, инженерная психология, социальная психология и зоопсихология. Изучая различные стадии и уровни психического развития, как у животных, так и у человека, психологи сталкиваются с дефектами, болезнями психики и необычными условиями, включая стресс, информационные перегрузки, монотонность или информационный голод. Это не только расширяет область исследований, но и открывает новые, неожиданные явления, позволяя глубже понять структуру и организацию психических процессов.
Итак, специализированные области психологии являются методом общей психологии, в отличие от обыденного понимания житейской психологии, лишенного такого метода.