Найти в Дзене
c.i.h.

Дворец Советов Гинзбурга

Оглавление

Конкурсный проект Дворца Советов, разработанный Моисеем Гинзбургом в 1932 году, представляет собой яркий пример его архитектурного подхода, основанного на принципах конструктивизма — течения, в котором он был одним из лидеров. Гинзбург, известный своими новаторскими идеями в области функциональной архитектуры и жилищного строительства (например, дом Наркомфина), подошёл к заданию конкурса с акцентом на рациональность, технологичность и социальную направленность.

Моисей Гинзбург, Дворец Советов. 3 тур конкурса
Моисей Гинзбург, Дворец Советов. 3 тур конкурса

Проект Гинзбурга отличался от многих других предложений, представленных на конкурс 1931–1933 годов, своей строгостью и лаконичностью форм, характерных для авангардной архитектуры 1920-х годов. В отличие от победившего проекта Бориса Иофана, который со временем эволюционировал в монументальный сталинский ампир, работа Гинзбурга оставалась верной идеям конструктивизма: открытые конструкции, использование современных материалов (таких как бетон и стекло) и стремление к максимальной функциональности. Его проект не предусматривал избыточной декоративности или гигантизма, что контрастировало с курсом на помпезность, который стал доминировать в советской архитектуре после 1933 года.

Конкурсный проект Дворца советов Моисея Гинзбурга, встройки в окружение А. Орехиной
Конкурсный проект Дворца советов Моисея Гинзбурга, встройки в окружение А. Орехиной

Архитектурная композиция Гинзбурга включала чётко организованное пространство с акцентом на горизонтальные линии и модульность. Он стремился создать здание, которое бы отвечало практическим нуждам — проведению сессий Верховного Совета и массовых мероприятий, — сохраняя при этом ясность структуры и удобство использования. В проекте прослеживается влияние идей Ле Корбюзье, с которым Гинзбург был знаком через европейский модернизм, а также его собственные размышления о ритме и функциональности в архитектуре, изложенные в книгах «Стиль и эпоха» и «Ритм в архитектуре».

М.Я. Гинзбург, С.А. Лисагор, Г.Э. Гассенпфлуг. Дворец советов. Проект, 1932. 1-й этап закрытого конкурса. Северо-восточный фасад
М.Я. Гинзбург, С.А. Лисагор, Г.Э. Гассенпфлуг. Дворец советов. Проект, 1932. 1-й этап закрытого конкурса. Северо-восточный фасад

Здание представляет собой гармоничную композицию из различных по форме объемов, объединенных общим стилобатом. Главный корпус выполнен в виде вытянутой полусферы, рассеченной несколькими горизонтальными плоскостями. Благодаря использованию прозрачного материала, в композиции купола особое внимание уделяется внутренним конструкциям — дугообразным подпоркам, которые проходят через весь объем, а также более низким опорам на первом уровне. В этом объеме планировалось разместить главный зал заседаний со зрительными местами, спроектированными по принципу амфитеатра.

-4

Корпус с малым залом имеет трапециевидную форму в плане и скошенную крышу. Он является самой динамичной частью всего ансамбля, образуя единую фигуру с объемом, напоминающим трибуну, и ритмичными «ступенями». Внутри стилобата находятся второстепенные помещения, откуда можно выйти в три атриума.

М.Я. Гинзбург, С.А. Лисагор, Г.Э. Гассенпфлуг. Дворец советов. Проект, 1932. 1-й этап закрытого конкурса. Макет, реконструкция Ю.Т. Дергачева 2016
М.Я. Гинзбург, С.А. Лисагор, Г.Э. Гассенпфлуг. Дворец советов. Проект, 1932. 1-й этап закрытого конкурса. Макет, реконструкция Ю.Т. Дергачева 2016

Здание имеет несколько уровней, что позволяет множественным пандусам играть важную роль в композиции, задавая ритм геометричным объемам. Еще один яркий прием — использование ленточного остекления. Оно можно увидеть по всем сторонам стилобата и внутри атриумных дворов. Окна, расположенные по разным сторонам, имеют отличный друг от друга рисунок, что добавляет динамики общему образу.

-6

Однако проект Гинзбурга не получил высокой оценки жюри. К этому времени советское руководство всё больше склонялось к монументальным формам, символизирующим мощь государства, что противоречило аскетичному и утилитарному подходу конструктивистов. Победа Иофана и последующий поворот к сталинскому ампиру ознаменовали конец эпохи авангарда в советской архитектуре, а проект Гинзбурга остался в тени, как и многие другие работы этого направления.

М.Я. Гинзбург, С.А. Лисагор, Г.Э. Гассенпфлуг. Дворец советов. Проект, 1932. План
М.Я. Гинзбург, С.А. Лисагор, Г.Э. Гассенпфлуг. Дворец советов. Проект, 1932. План

Хотя конкретные чертежи и эскизы проекта Гинзбурга сохранились лишь частично и не так широко известны, как работы Иофана или Весниных, его участие в конкурсе подчёркивает разнообразие подходов, представленных в этом масштабном соревновании. Проект Дворца Советов Моисея Гинзбурга — это не только пример его творчества, но и свидетельство переходного момента в истории советской архитектуры, когда авангард уступил место новому идеологическому курсу.

-8

Цели конкурса и история участка

Идея о строительстве дворца советов возникла после революции для утверждения влияния молодого государства, обновления облика Москвы и обозначения нового знамени. Сергей Киров на первом всесоюзном съезде советов озвучил идею:

«Я думаю, что скоро потребуется более просторное помещение для наших собраний, скоро звуки «Интернационала» не будут умещаться под этим куполом. Мы с быстротой молнии стираем с лица земли дворцы банкиров, помещиков и царей. Воздвигнем же на их месте новый дворец рабочих и трудящихся крестьян, собрав всё, чем богаты советские страны, и вложив всё наше рабоче-крестьянское творчество в этот памятник. Покажем нашим друзьям и недругам, что мы способны украшать землю памятниками, которые им и не снились».

М.Я. Гинзбург, С.А. Лисагор, Г.Э. Гассенпфлуг. Дворец советов. Проект, 1932. Виды с макета в городе
М.Я. Гинзбург, С.А. Лисагор, Г.Э. Гассенпфлуг. Дворец советов. Проект, 1932. Виды с макета в городе

Государство не было готово к строительству из-за внутренних разногласий и гражданской войны. К идее вернулись в 30-е годы, когда к власти пришел Иосиф Сталин, приверженец масштабных архитектурных проектов.

-10

Площадкой для строительства был выбран Храм Христа Спасителя. Решение о сносе приняли 2 июня 1931 года. Разбор здания с использованием взрывчатки затянулся на несколько месяцев. Строительство Дворца советов было остановлено на этапе фундамента из-за начавшейся Великой Отечественной войны. В 1956 году проект закрыли. В 1960 году открыли плавательный бассейн «Москва», закрывшийся в 1994 году. Позднее на этом месте восстановили храм.

Проведение конкурса

Первый этап конкурса был закрытым до объявления всесоюзного. С февраля по май 1931 года участникам нужно было разработать проект с двумя залами: большой для мероприятий Верховного Совета СССР, малый — для собраний и театральных постановок. Внешний облик должен был отражать дух времени и торжество социализма, запечатлевать образ Ленина. Отбор и оценка осуществлялась комиссией под председательством Глеба Кржижановского.

Конкурсный проект Дворца советов Моисея Гинзбурга, 3D модель: А. Орехина
Конкурсный проект Дворца советов Моисея Гинзбурга, 3D модель: А. Орехина

Среди авангардистских проектов были предложения рационалистов бригады АРУ, архитекторов-урбанистов, и Алексея Душкина и Якова Додицы. Проект Гинзбурга, Лисагора и Гассенпфлуга предусматривал стеклянный полусферический объем в окружении простых геометрических форм. Работа ВАСИ под руководством Александра Власова предполагала гигантский амфитеатр с двусторонним размещением зрителей. Ле Корбюзье предложил проект с гигантской параболой большого зала и вынесением каркаса наружу.

Дворец Советов М. Гинзбурга, макет
Дворец Советов М. Гинзбурга, макет

В конкурсе также участвовали АСНОВА, ВОПРА, САСС, Леонид Павлов и Михаил Кузнецов, Борис Иофан, Дмитрий Иофан, Николай Ладовский, Александр Никольский, Алексей Щусев, Генрих Людвиг и другие.

М.Я. Гинзбург, С.А. Лисагор, Г.Э. Гассенпфлуг. Дворец советов. Проект, 1932. 1-й этап закрытого конкурса. Перспектива
М.Я. Гинзбург, С.А. Лисагор, Г.Э. Гассенпфлуг. Дворец советов. Проект, 1932. 1-й этап закрытого конкурса. Перспектива

Не удалось создать полностью удовлетворяющий проект из-за неполного технического задания и нечеткой программы. Проект Бориса Иофана был реставраторским, а работы отсылали к церковной архитектуре. Несмотря на неудачи, опыт помог уточнить условия для всесоюзного этапа.

-14

В 1933 году был принят проект Бориса Иофана, Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко — 415-метровое сооружение пирамидального силуэта со статуей Ленина на вершине.

-15

В 1950-х годах проект был пересмотрен: предложено размещение на новой площадке на Ленинских горах с уменьшением масштабов. В концертном зале было предусмотрено 4600 мест.

< продолжение читайте в статье А. Орехиной >

А также: