В 1930-х годах был создан потрясающий архитектурный проект, который до сих пор остаётся идеей, образом и концепцией — Дворец Советов. К сожалению, здание так и не было построено, но оно стало отражением культуры того времени.
Конкурс на строительство Дворца Советов в Москве стал важным событием в истории российской культуры. Дворец проектировался на протяжении десятилетий, хотя никаких зданий построено так и не было. Однако история конкурсных предложений, их представление и обсуждение оказали решающее влияние на становление и развитие всей советской архитектуры.
Дворец Советов и Дворец Труда — это здания, спроектированные известными советскими архитекторами первой половины 20-го века. Дворец Советов изначально был задуман как административный центр, который должен был стать «зримым архитектурным центром» Москвы.
В 1931 году в Советском Союзе прошёл первый конкурс на проектирование Дворца Советов. В нём приняли участие 15 архитекторов, представляющих как авангардные, так и традиционные направления. Однако после конкурса 1931 года победитель так и не был выбран.
Сразу после этого было объявлено о проведении второго конкурса, в котором могли принять участие зарубежные архитекторы. На открытый конкурс было представлено 272 проекта. Среди авторов конкурсных предложений были архитекторы разных школ: братья Веснины, Николай Ладовский, Алексей Щусев, Иван Жолтовский, Алексей Душкин, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх и другие.
Проект вызвал международный интерес и транслировался по всему миру. В начале 1932 года Б. Иофан, И. Жолтовский и американский архитектор Г. Гамильтон получили высшие баллы. В итоге победил неоклассический проект Иофана. Снесённый храм Христа Спасителя должен был стать строительной площадкой для нового здания. Если бы оно было построено, то стало бы самым высоким в мире на тот момент.
Строительство началось в 1937 году, но было прервано, когда немецкие войска вторглись в СССР в 1941 году. Во время Второй мировой войны установленные стальные каркасы были демонтированы и использованы для строительства необходимой инфраструктуры и мостов.
В 1958 году остальная часть фундамента была превращена в открытый бассейн, а с 1995 по 2000 год на этом месте был построен новый собор.
Хотя проект не был реализован, разработка и концепция этого здания отражают философию советской архитектуры первой половины 20-го века.
Концепции И. Жолтовского и Г. Гамильтона
Когда был объявлен конкурс на «Главное здание страны», архитектор Жолтовский уже был известным в Советском Союзе мастером неоренессанса и неоклассицизма. Он предложил концепцию дворца Советов как памятного архитектурного комплекса, вдохновлённого республиканской римской архитектурой.
Вход в ансамбль оформлен рядами колонн, над которыми возвышаются высокие квадратные многоуровневые башни с резьбой. За входом находится парадный двор в форме трапеции, окружённый колоннадами, без выходов на улицу или набережную. Центр композиции занимает большая ротонда в виде амфитеатра, напоминающего Колизей. За ней находится небольшой зал в форме полукруга, похожий на древнегреческий театр, через аркаду выходящий на улицу Волхонку и набережную Москвы-реки.
Проект Жолтовского представляет собой новое городское целое, органично вписанное в существующий территориальный фон. Пространство малого зала окружено крепостными сооружениями с узкими бойницами, а башня у входа указывает на здание Московского Кремля.
Дворец Жолтовского стал наиболее последовательным проявлением архитектурного историзма в Советском Союзе. Фундамент комплекса, «главное здание», построен по классической технологии — большой цилиндрический объём с квадратом, перпендикулярным башне.
Однако стремление к регулярности и симметрии, попытка систематизировать наслоение объёмов и идея больших и впечатляющих ансамблей не всегда находили понимание у коллег Жолтовского. Его проект получил одну из самых высоких наград, но стремление к подражанию классике и отсутствие творческого подхода к наследию предыдущей эпохи вызывали критику.
Проект дворца Советов, созданный архитектором Г. Гамильтоном под лозунгом «простота», был удостоен первой премии за «самый выразительный образ». Однако Международный конгресс по современной архитектуре также осудил проект за слабые технические стороны.
Ансамбль дворца Гамильтона представляет собой чёткую и читаемую композицию. Многослойная композиция состоит из двух пространств — большого и малого залов, соединённых переходом. Организация общественного транспорта продумана недостаточно хорошо: перед дворцом Советов нет архитектурно оформленной площади, и толпа была бы вынуждена обходить само сооружение.
Внедрив не только трамвайные линии, но и автомобильный и автобусный транспорт, Гамильтон решил проблему планировки транспортных развязок. Вдоль вертикальной оси здания проложен распределительный коридор с винтовыми лестницами и лифтами.
Проект Гамильтона был направлен на модернизацию традиционных архитектурных форм с преобладанием вертикальных элементов. В результате был создан проект, который представлял собой большой и простой дворец Советского Союза.
После завершения Открытого всесоюзного конкурса в 1933 году начался последний этап архитектурного конкурса. На последующих этапах обсуждения проекта жюри конкурса отдало приоритет проекту Бориса Иофана.
Итоговая работа Бориса Иофана
Итоговая работа Бориса Иофана была представлена в 1934 году. Для создания окончательного варианта дворца Советов были привлечены Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх как соавторы проекта. Комитет по строительству одобрил проект, который предусматривал цилиндрическую форму здания и центральное расположение скульптуры Ленина.
Архитектура дворца Советов была основана на двух объёмах — прямоугольном и цилиндрическом. Нижний уровень, где расположены большой и малый залы, проходил в виде рядов прямоугольных террас, от горизонтальных квадратов до цилиндрических частей сооружения.
Высотная часть была украшена вертикальными соединениями и мощными пилонами, увешанными статуями. Предполагалось, что здание будет облицовано гранитом и вставками из нержавеющей стали. По мере увеличения высоты цилиндрические выступы сужались, и сталь постепенно превращалась в белый металл, из которого должна была быть изготовлена скульптура Ленина.
Интерьер дворца Советов разрабатывала большая группа мастеров. В центре интерьера находился зал диаметром 140 метров и высотой 97 метров — приподнятый амфитеатр, рассчитанный на 21 000 зрителей. Его потолок должен был создавать впечатление «абсолютно светлого и не угнетающего архитектурного неба».
Яму в зале можно было превратить в арену, площадку для выступлений, бассейн или даже каток с искусственным льдом. Малый зал №2 — это театр с огромной сценой общего типа.
Художник Павел Корин участвовал в проектировании интерьера будущего дворца Советов, где выполнил эскизы живописных панно и мозаик.
Строительство дворца началось, но было остановлено Великой Отечественной войной. После войны конкурс перезапустили, но тогда здание планировали построить уже на Воробьёвых горах. Однако задумка так и не была реализована.
Считается, что результат конкурса на строительство советских дворцов изменил стилистическое направление русской архитектуры: от рациональных принципов и передовых технологий модерна к бессмертной и формальной стилизации неоклассической архитектурной линии.
Архитектура Дворца Советов
В 1934 году Дворец Советов приобрёл свой окончательный вид. Он был спроектирован как самое высокое здание в мире и должен был стать символом стиля страны. Однако для его строительства был выбран ребристый стиль (ар-деко), который был ответом на конструктивизм и неоклассицизм.
Поскольку Дворец Советов планировалось сделать самым высоким зданием в мире, архитектор Борис Иофан взял за основу американские небоскрёбы. Он считал, что чтобы конкурировать по высоте, нужно конкурировать по стилю.
В 1920–1930-е годы архитекторы Советского Союза в целом негативно относились к американской архитектуре. Американские небоскрёбы критиковали за то, что «элементы декора, рельефы и скульптуры производят впечатление безвкусных безделушек». Но в процессе подготовки к строительству советского дворца многие специалисты начали симпатизировать американской архитектуре.
Неоклассические рифлёные лопатки и заострённые неоготические импосты стали заменой классическому ордеру. Этот стиль активно использовал и Борис Иофан. К тому времени он уже завершил строительство многоквартирного дома ЦИК.
Большинство зданий Иофана 1930-х годов не имели колонн, карнизов или фронтонов. Но зритель неосознанно воспринимал плоские лопатки, горизонтальные и вертикальные линии как колоннады и портики. Интересно, что на этом этапе конкурса архитектор сначала представил модернистский проект, а затем воссоздал его в ребристом стиле. Композиция осталась той же, но архитектурное решение стало более традиционным. Ребра были важной частью работы архитектора и широко распространены в западном декоративном искусстве.
Уже во время проведения конкурса его технический комитет считал, что одним из факторов, необходимых для успешной реализации проекта, является использование самых современных американских архитектурных технологий. Архитектурно-технический комитет оценивает основные аспекты проекта также с точки зрения возможности их реализации посредством современных строительных технологий. Можно сделать вывод, что намечалась тенденция американского строительства. Технологии разрабатывались в рамках архитектурного конкурса Дворца Советов, но в то время это не имело ничего общего с заимствованием американских архитектурных стилей.
После проведения конкурса началось активное поощрение направлений, связанных с развитием американских технологий и американского ар-деко. В то время друг Иофана жил в Соединённых Штатах и присылал письма, содержащие информацию о планах, характеристиках и строительных материалах Радио-Сити и Эмпайр-стейт-билдинг, которые должны были способствовать развитию проекта Дворца Советов. Он также запросил у Соединённых Штатов статьи и материалы, связанные с этими сооружениями. Результатом этого интереса стала организация двух деловых поездок в США советскими архитекторами и инженерами, работавшими над проектом Дворца Советов в 1934–1935 годах. Таким образом, были установлены контакты с американскими компаниями, занимающимися строительными технологиями, и развитие архитектуры получило дальнейшее развитие.
После второго этапа конкурса Дворца Советов многие проекты сохранили тенденцию к историзму. Можно сделать вывод, что в советском архитектурном мире поиск новых стилей стимулировался созданием этого проекта.
Новый стиль, разработанный командой архитекторов и скульпторов под руководством Иофана, был представлен на международных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Павильон в Париже имел горизонтально разделенный карниз с капителью внизу и башню с скульптурой «Рабочий и колхозница» сверху.
Павильон в Нью-Йорке отличался от парижского: здание имело форму I-образной фигуры с широкой лестницей напротив главного входа и обелиском в центре площади. Оба павильона подчеркивали величие Советского Союза, но различались по дизайну.
Советский архитектурный мир того времени повлиял на дизайн советских дворцов, но уникальность конечного проекта во многом является результатом использования зарубежных строительных технологий.
Архитектурный стиль Дворца Советов можно назвать результатом пересечения американских технологий и неоклассической архитектуры. Прямоугольные формы фундамента перекликаются с Библиотекой имени Ленина, ордер которой повлиял на архитектуру Дворца Советов. В конце 1940-х годов стиль Дворца Советов оказал влияние на архитектуру сталинских высоток.
Дворец Советов в искусстве
Несмотря на то, что Дворец Советов так и не был реализован, его идейность и концептуальность оставили след в культурном наследии.
Дворец Советов был показан в нескольких проектах, включая фильмы «Мастер и Маргарита», «Шпион», «Новая Москва» и «Космический рейс». Его изображение также можно увидеть на зданиях в реальности, включая штаб Центрального военного округа в Екатеринбурге и Северный речной вокзал в Москве.
Дворец Советов вдохновил многих художников, включая А. Н. Самохвалова. Его работа «Хлопок» была представлена на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939 году.
Идея постройки Дворца Советов все еще актуальна. Его можно встретить в онлайн-игре «Аллоды», «Кризис в Кремле» и «Atomic Heart».
Недостатки проекта «Дворец Советов в Москве»
Проект «Дворец Советов» имел несколько существенных недостатков:
1. Излишняя масштабность и высокая стоимость. Здание планировалось построить высотой 415 метров, что сделало бы его самым высоким в мире. Это потребовало бы огромных материальных и трудовых ресурсов.
2. Непрактичность. Дворец Советов задумывался как многофункциональный комплекс, включающий залы для заседаний, гостиницу, театр, музей и другие объекты. Такая многофункциональность усложнила бы эксплуатацию и обслуживание здания.
3. Несоответствие масштабам города. Гигантские размеры дворца не вписывались в исторический облик Москвы и создавали бы дисбаланс в городской среде.
4. Уничтожение исторического наследия. Для строительства дворца снесли храм Христа Спасителя, что вызвало протесты и критику общества.
5. Технические сложности. Строительство столь высокого здания требовало инновационных инженерных решений, которые на тот момент ещё не были полностью отработаны. Это могло привести к поломкам и частым реконструкциям.
6. Отсутствие реальной потребности. Здание предназначалось для проведения партийных съездов и других крупных мероприятий, которые происходили нечасто. Таким образом, большую часть времени дворец не эксплуатировался целиком.
< продолжение статьи > Сбоева Анастасия, ИАиД
А также: