Уже почти десять лет назад обнаружил на сайте Память народа интересный документ под названием "Сведения о техническом состоянии боевой материальной части 103-го отдельного танкового батальона по состоянию на 15 апреля 1942 года". В документе перечислены заводские номера танков КВ-1 и Т-34 батальона, их боевые повреждения и места потери.
Эта информация казалась очень полезной при дальнейшем опознании этих танков на немецких фотоснимках. Однако сделать это за прошедшее с тех пор время так и не удалось.
Так что на вышеприведенном снимке для привлечения внимания пока мы видим только танк КВ-1 производства Челябинского Кировского завода выпуска зимы 1942 года, который соответствует по матчасти упомянутым в в документе танкам КВ из 103-го отдельного танкового батальона.
Новую материальную часть в виде 10 танков КВ-1 и 20 Т-34 с личным составом этот батальон получил 2 апреля 1942 года получил на станции Крестцы. При этом рота танков КВ (заводские номера - 10007, 10009, 10020, 10027, 10036, 10038, 10044, 10046, 10076 и 10082) прибыла из формируемой в тот момент 41-й танковой бригады. После получения новых танков к середине дня 4 апреля
батальон сосредоточился в районе деревни Омычкино, поступив в распоряжение командира 1-го гвардейского стрелкового корпуса Северо-Западного фронта.
Уже 5 апреля батальон пошел в бой. Две роты КВ и рота Т-34 должны были с пехотой 52-й стрелковой бригады захватить деревню Июдкино и совхоз Устье. В ходе этого боя 103-й ОТБ потерял два танка КВ-1 и один Т-34.
Танк из 1-й роты (командир танка лейтенант Степанов, заводской № танка 10044), увлекшись преследованием отходящего противника, попал в овраг и застрял там. Погиб командир танка лейтенант Степанов Иван Корнилович и ранены два других члена экипажа. Оставшийся экипаж, уничтожив оптику и вооружение, танк оставил. Эвакуировать танк не удалось, так как требовались саперные работы, а подойти к танку и расчистить овраг не получилось, потому что противник препятствовал этому пулеметным огнем.
Танк из 2-й роты (командир танка лейтенант Довбыш, заводской № танка 10082) при следовании на совхоз Устье сбился с курса и попал в деревню Учны, где вступил в бой с противником. Пройдя деревню, танк провалился по башню в речку Старовская Робья. Командир танка Довбыш и комиссар 2-й танковой
роты ст.политрук Боровков остались в танке, а остальной экипаж отправили
за помощью. Однако помощь оказать не удалось, так как противник
заминировал и взял под обстрел подходы к танку. Лейтенант Довбыш Юрий Трофимович и старший политрук Боровков Аркадий Иванович пропали без вести.
В боях за Июдкино танки КВ 103-го отб участвовали еще 6 и 7 апреля, но потерь больше не было. В дальнейшем, до 11 апреля танки КВ-1 находились в
обороне в занимаемых районах. Экипажи танков ремонтировали и
восстанавливали материальную часть.
11 апреля 1942 года три танка КВ-1 (заводские №№ 10036, 10038 и 10046) и два танка Т-34 по приказу командира 1-го гвардейского стрелкового корпуса вышли в район известной деревней Васильевщина. Напомню, что в середине марта 1942 года уже была предпринята попытка овладеть этой деревней. Однако пехоте 1-го ГСК и танкистам из 69-й танковой бригады тогда пришлось отойти, оставив на западной окраине деревни два танка, в том числе один танк КВ.
13 апреля эти пять вышеупомянутых танков с пехотой 74-й стрелковой бригады атаковали Васильевщину. Танки, согласно информации из Журнала боевых действий батальона, несколько раз проходили деревню, однако закрепиться в ней не удалось из-за малочисленности пехоты, которой было всего 80 человек.
Согласно информации из донесения командира батальона капитана Кольцова, в ходе боя батальон потерял один КВ-1 и два Т-34. Еще два КВ-1 получили повреждения.
Подбитый в 400 метрах к юго-западу от Васильевщины танк КВ-1 с зав. № 10038 (разбит ленивец, сбито два катка, в трех местах разорвана гусеница, заклинена башня, разбита оптика) эвакуировать не удалось.
До 4 мая 1942 года танки КВ-1 103-го отдельного танкового батальона в боях не участвовали ввиду сложных дорожных условий. Экипажи танков ремонтировали материальную часть. 16 апреля был составлен документ, с которого, собственно, и началась эта тема. Немцы в этот период тоже даром времени не теряли и проделали к своей окруженной под Демянском группировке печально известный в будущем Рамушевский коридор.
В начале мая 1942 года танкам 103-го отдельного танкового батальона довелось поучаствовать в первой попытке ликвидации этого самого коридора. 4 мая 1942 года поступил приказ выслать три танка КВ-1 (вероятно, с зав. №№ 10007, 10020 и 10076, так как эти танки по состоянию на 15 апреля были исправны) и четыре танка Т-34 в распоряжение командира 14-й стрелковой для атаки на деревню Новоселье. На вышеприведенной карте она не обозначена, но по факту находилась между деревнями Омычкино и Коровитчино.
В ночь с 5 на 6 мая танки с приданной пехотой атаковали Новоселье атаковали Новоселье. Танки при этом были вынуждены были двигаться вдоль дороги, потому что с обеих сторон дороги были заболоченные и непросохшие участки. Атака закончилась неудачно, потому что при входе в деревню головной танк КВ (командир - мл. лейтенант Балашов) подорвался на противотанковых минах (разбиты гусеницы и ленивцы) и заблокировал дорогу. Кроме того, в завязавшемся бою огнем немецких противотанковых орудий был подбит один танк Т-34.
Ранним утром 7 мая атаку на Новоселье повторили. И снова неудачно, так как вражеские противотанковые орудия подавлены не были и имели возможность расстреливать наши танки из деревень Кобылкино и Омычкино. При обходе КВ-1, который подорвался 6 мая, на мины попал еще один КВ-1. Другой КВ-1 взял левее, сошел с дороги и застрял в грязи, а затем был расстрелян и сожжен немцами. Также было потеряно два танка Т-34 - один подбили противотанковые орудия, а другой уничтожен прямым попаданием авиабомбы с немецкого пикировщика.
В ходе этих боев батальон безвозвратно потерял три танка КВ и три танка
Т-34; 5 танкистов были убиты, в том числе командир роты танков КВ капитан
Бондаренко Николай Николаевич, 12 ранено и 14 пропали без вести, в том числе командир взвода танков КВ лейтенант Пудовкин Николай Сергеевич, командир орудия танка КВ старшина Пшеничкин Иван Егорович и механик-водитель старший танка КВ сержант Титов Николай Ильич.
После боев под Новоселье весной 1942 года больше 103-й отдельный танковый батальон в боевых действиях участия не принимал. За месяц активных боевых действий батальон потерял безвозвратно 6 танков КВ-1 и 12 танков Т-34.
И еще такая деталь. Упомянутые в этой записи погибшие танкисты из 103-го отдельного танкового батальона старший политрук Боровков, капитан Бондаренко, лейтенант Пудовкин, старшина Пшеничкин и сержант Титов ранее вместе служили в роте тяжелых танков 42-го танкового полка 42-й танковой бригады Брянского фронта и отличились в боях осени 1941 года.
Но это уже другая история и о танках 42-й танковой бригады речь пойдет в других записях. А пока собственно всё. Исправления и дополнения приветствуются. Если за прошедшие 10 лет появились фотографии танков КВ с упоминанием соответствующих топонимов на задниках, то, большая просьба, поделиться или подсказать, потому что я таковых не припоминаю.
Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. Если кому
был интересна эта информация, то прошу не стеснятся ставить палец
вверх для продвижения канала.
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/32326.html).
Список источников:
1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);
2. Документы 103-го отдельного танкового батальона (ЦАМО РФ, сайт Память народа, ОБД Мемориал);
3. Аукционы eBay.
Другие записи о действиях танков КВ из 103-го отдельного танкового батальона на Северо-западном фронте:
Белый Бор, 6.11.1941
Танки КВ в боях за Старую Руссу. Зима 1942 года.
Танк КВ в зимних боях к западу от Старой Руссы