В свое время встретился фотоснимок, на котором запечатлены два танка КВ на зимней дороге. Сделана была эта фотография, вроде как, под Демянском.
К сожалению, принадлежность этих танков так определить и не удалось, но под Демянском у немцев трофейные танки КВ-1 вполне могли быть. Несколько танков из состава танковых частей Северо-Западного фронта оказалось на территории противника в районе Лужно в сентябре 1941 года. Не ясна дальнейшая судьба танка, который был оставлен в конце августа 1941 года на окраине Васильевщины.
Далее расскажу еще об одном эпизоде, после которого в руках немцев мог оказаться поврежденный экранированный танк КВ-1.
Речь пойдет о ноябрьских боях в районе деревни Белый Бор Демянского района Ленинградской ( ныне - Новгородской) области. В середине сентября эта деревня была отбита танкистами 103-го отдельного танкового батальона. Однако затем в ходе боев она еще дважды переходила из рук в руки.
Очередную операцию по овладению деревней командование 182-й стрелковой дивизии 11-й армии решило провести в ночь с 5 на 6 ноября 1941 года.
Для поддержки наступления из 103-го ОТБ прибыли два танка КВ-1. Командиром 182-й СД им была поставлена задача продвинуться на северную и северо-западную окраины Белого Бора и дать закрепиться пехоте.
По началу бойцам 182-й СД сопутствовал успех. Белый Бор удалось занять практически полностью, кроме отдельных каменных домов, в которых засели немцы из 1-го батальона 46-го пехотного полка 30-й пехотной дивизии. Однако днем 6 ноября подошедшие немецкие резервы сумели разгромить прорвавшиеся батальоны и вновь овладели деревней.
Во время ночной атаки, "...подходя к д.Белый Бор", на мине подорвался танк КВ-1 с зав. № М-4896 младшего лейтенанта Астахова. При этом была сорвана правая гусеница и два опорных катка. Ранение получил механик-водитель младший сержант Хохряков, который, видимо, вскоре после подрыва был отправлен командиром танка в тыл. Подбитый танк остался на поле боя.
Рано утром 6 ноября к подбитом танку для эвакуации отправили два танка КВ-1. К сожалению, эвакуация не удалась, так как из-за сильного вражеского огня экипажам не удалось выйти из танков и прицепить трос к подбитому танку.
В 11 часов 6 ноября командир 182-й СД отправил в Белый Бор три танка КВ-1 уже на выручку пехоте. Эти танки на подходе к деревне были остановлены огнем, видимо, прибывших из полосы дивизии "Мертвая голова" 88 мм зенитных орудий. В ходе боя один КВ был подожжен, а другой подбит, но после боя оба танка были эвакуированы.
Оказать помощь танку младшего лейтенанта Астахова в течении дня 6 ноября не удалось. Мало того, похоже, что немецкой пехоте удалось нанести подбитому КВ дополнительные повреждения, потому что высланная на следующий день к нему разведка обнаружила танк "...вторично подорванным". Возможно, его могли подбить и немецкие зенитные орудия, потому что в вышеприведенном фрагменте немецкого документа примерно говорится о том, что под Белым Бором 8,8 см Flak уничтожил один 52-тонник, обстрелял (?) второй и подбил третий.
В течении 7 и 8 ноября 1941 года батальон готовил ремонтировал свои подбитые в боях танки КВ и готовил их для эвакуации оставшегося на поле боя танка младшего лейтенант Астахова.
К 9 ноября все было готово к эвакуации и к танку вновь была отправлена разведка для разведки путей эвакуации. Однако разведка танка уже не обнаружила. На месте стоянки танка осталась воронка и четыре трупа погибших танкистов из экипажа младшего лейтенанта Астахова. Повторная разведка, которую провели 10 ноября, танка также не обнаружила.
Экипаж танка КВ-1 с зав. № М-4896 в ОБД Мемориал числится как погибший в бою 6 ноября 1941 года (ссылка на документ):
Командир танка 103-го отб младший лейтенант Астахов Алексей Сергеевич
Помощник командира роты по технической части младший воентехник Пустарнаков Михаил Андреевич
Командир орудия младший сержант Насонов Антон Иванович
Радиотелеграфист младший сержант Черторизьский Иван Иванович
В имеющихся оперативных сводках 182-й стрелковой дивизии вообще нет никаких упоминаний о участии танков КВ 103-го отдельного танкового батальона в ноябрьских боях дивизии. Видимо, танки воевали отдельно, а пехота отдельно с соответствующим результатом.
Теперь собственно о танке КВ-1 с зав. № М-4896. С большой вероятностью вышеприведенном снимке запечатлен именно этот танк. Но на фоне танка был запечатлен экипаж другого танка - «...бесстрашные танкисты, отличившиеся в боях на Северо-Западном направлении: механик-водитель Гордеев, старший радист Хасаев и командир орудия Туманян». Возможно, он больше понравился фотокорреспонденту газеты "Вечерняя Москва", в которой фотография была опубликована 31 октября 1941 года.
Интересно также, что этот экранированный танк КВ-1 первоначально принадлежал 87-му отдельному тяжелому танковому батальону 11-й армии. 9 сентября 1941 года после разгрома расположения батальона в районе Лужно прорвавшимися немцами из 19-й танковой дивизии этот танк сумел отойти к станции Дворец и позже был включен в состав 103-го танкового батальона.
Вот такая история. К сожалению, в немецких документах пока продолжение этой истории обнаружить не удалось, потому исправления и дополнения приветствуются. Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. Если кому был интересна эта информация, то прошу не стеснятся ставить палец вверх для продвижения канала.
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/72409.html). Публикуется с дополнениями.
Список источников:
1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);
2. Документы Автобронетанкового управления Северо-Западного фронта, автобронетанкового отдела штаба 11-й армии, 182-й стрелковой дивизии, 103-го отдельного танкового батальона (ЦАМО РФ, сайт Память народа, сайт Подвиг народа, ОБД Мемориал);
3. Документы 30-й пехотной дивизии и дивизии "Мертвая Голова" (NARA).