Уже также довольно давно в документах 103-го отдельного танкового батальона 11-й армии Северо-Западного фронта встретилось описание обстоятельств потери одного из танков КВ-1 этого батальона, который 22 января 1942 года в ходе боя на северо-западной окраине Старой Руссы опрокинулся на бок, но каким-то образом связать информацию из документов с немецкими фотоснимками танков КВ-1 того периода пока так и не получилось.
И в далеком уже 2007 году ув. коллега altyn73 разместил на форуме РККА вышеприведенный снимок танка КВ-1 с пушкой ЗИС-5, который попал в большую яму и опрокинулся на бок. Этот снимок, к сожалению, подписи не имел. За прошедшие годы других снимков этого танка, насколько мне известно, так и не появилось.
Данный снимок пока приведен в иллюстративный целях, но по материальной части танк на снимке полностью соответствует танку КВ-1 производства Челябинского Кировского завода из состава 103-го отдельного танкового батальона, о котором речь пойдет ниже.
В начале января 1942 года части 182-й стрелковой дивизии 11-й армии Северо-Западного фронта с приданными лыжными батальонами в ходе Старорусской наступательной операции обошли по льду озера Ильмень очаговую оборону 290-й пехотной дивизии 10-го армейского корпуса 16-й армии ГА "Север" и вышли на северо-западную окраину Старой Руссы. В ходе этого наступления 182-я СД захватила деревни Отвидино, Медведно, Большое Воронино и другие, в которых были разгромлены небольшие гарнизоны от 38-го мотоциклетного батальона 18-й моторизованной дивизии.
Однако последовавшие затем атаки стрелковых полков дивизии на расположенные на окраине Старой Руссы деревни Дубовицы и Гущино, в которых заняли оборону основные силы 38-го мотоциклетного батальона и 3-й батальон 51-го мотопехотного полка 18-й МД, успехом не увенчались.
На 22 января 1942 года командованием 11-й армии было запланировано новое наступление на Старую Руссу. В этих боях пехоту 182-й стрелковой дивизии должны были поддерживать танки КВ-1 из 103-го отдельного танкового батальона.
К сожалению, из-за сложностей с переправами через замерзшие реки Ловать и Полисть четыре танка КВ-1 прибыли в район деревни Медведно, где располагался командный пункт командира 182-й СД полковника Назарова, только к полудню 22 января и фактически сразу же были отправлены в бой.
Командир 182-й СД поставил задачу поддержать атаку 171-го и 232-го стрелковых полков дивизии на деревню Гущино - справа два танка КВ-1 с приданными штурмовыми группами от 171-го стрелкового полка должны были ворваться на юго-западную окраину Гущино, а слева два КВ-1 со штурмовыми группами от 232-го стрелкового полка врывались на северо-восточную окраину Гущино.
Основные силы стрелковых полков со средствами усиления следовали за танками и после занятия Гущино должны были атаковать с северо-запада на Старую Руссу.
Танки поставленную задачу выполнили - ворвались в Гущино и вели там бой, но противнику удалось отрезать пулеметным огнем пехоту и овладеть деревней не удалось.
После боя на сборный пункт пришли два поврежденных танка КВ-1, который поддерживали 232-й стрелковый полк. У одного из танков в бою вышла из строя пушка, а танк лейтенанта Сафронова привез 108 выбоин от вражеских снарядов, были пробиты три опорных и два поддерживающих катка, а также 12 траков.
Двумя вернувшимися танками КВ-1 по докладам экипажей в Гущино было уничтожено две вражеских зенитки, семь ПТО, три блиндажа с пехотой противника и два склада боеприпасов, из них экипаж Сафронова уничтожил пять ПТО, два блиндажа и два склада.
Танки КВ-1 командира взвода младшего лейтенанта Тихонова и лейтенанта Алешина, которые действовали с частями 171-го стрелкового полка, на сборный пункт не вернулись и остались на территории противника. Вместе с ними пропали без вести и штурмовые группы 171-го СП.
Вечером группа разведчиков из 103-го ОТБ во главе с адъютантом батальона лейтенантом Колесниченко Георгием Акимовичем пробралась на окраину Гущино и установила их местоположение, но близко подойти к танкам не удалось из-за сильного пулеметного огня противника.
Танк КВ-1 командира взвода младшего лейтенанта Тихонова с заводским номером М-4954 был обнаружен в роще 200 метров севернее западной окраины Гущино. У танка была сбита гусеница, повреждены катки и ленивец.
Ниже на аэрофотосъемке отметил примерное местоположение танка.
Экипаж танка младшего лейтенанта Тихонова в ОБД Мемориал числится пропавшим без вести в полном составе:
Командир танка - командир взвода младший лейтенант Тихонов Николай Петрович;
Механик-водитель ст. - сержант Серов Николай Иванович;
Командир орудия - красноармеец Цебульков Ларион Митрофанович;
Радиотелеграфист - красноармеец Куликов Иван Николаевич;
Механик-водитель мл. - сержант Богомолов Михаил Сергеевич.
На немецких снимках этот танк КВ-1 производства Ленинградского Кировского завода выпуска конца июля 1941 года пока не опознан.
Танк КВ-1 лейтенанта Алешина с заводским номером 6996 разведка обнаружила в самой деревне Гущино «…перевернутым на бок».
Четыре танкиста из экипажа лейтенанта Алешина в ОБД Мемориал также числятся пропавшими без вести:
Командир танка - лейтенант Алешин Василий Александрович;
Механик-водитель ст. - старшина Воробьев Василий Кириллович;
Командир орудия - старшина Качалкин Сергей Александрович;
Радиотелеграфист - старшина Попов Арсентий Филиппович.
Механик-водитель младший из экипажа Алешина, фамилию которого приводить не буду, попал в плен. В плену он выжил и после войны вернулся на родные места.
Судя по заводскому номеру, который, возможно, не вполне корректно приведен в документах, танк КВ-1 лейтенанта Алешина был выпущен на Челябинском Кировском заводе в ноябре 1941 года. Этот танк прибыл в батальон в числе пяти других ремонтных танков КВ-1 с ремонтных заводов Москвы буквально перед самыми боями 18 января 1942 года.
Повторю, что видимым деталям материальной части танк КВ-1 на исходном снимке полностью соответствует танкам производства ЧКЗ выпуска ноября 1941 года. На соответствующей странице сайта этот танк учтен под номером 23.
Дополнительные подробности того боя присутствуют в журнале боевых действий 18-й немецкой моторизованной дивизии.
Атаку частей 171-го стрелкового полка от деревни Крекша с двумя тяжелыми танками немцы зафиксировали уже в 12 часов (здесь и далее - время московское) 22 января. В 12.35 один из прорвавшихся через линию обороны тяжелых танков был подожжен недалеко от штаба 3-го батальона 51-го мотопехотного полка, но продолжил движение и прямым попаданием вывел из строя тяжелую зенитку (Eine s. Flak durch Volltreffer ausgefallen).
Атака 232-го СП, видимо, началась позднее, так как её начало немцами зафиксировано только в 12.50, а двигающийся от Медведно на юг один тяжелый танк был отмечен еще позже - в 13.45.
В 14.35 из штаба 51-го мотополка поступило донесение о том, что пехотная атака отбита, а оба прорвавшихся танка выведены из строя - один горит, другой обездвижен (bewegungsunfähig), однако их экипажи продолжают сопротивляться. В нем же указывалось, что это новые тяжелые танки Typ Woroschilow весом 52 тонны, а не ранее встречавшиеся дивизии и хорошо известные танки Т-34.
Тут немного отвлекусь на тему танков КВ-2 с "гродненского эшелона", которые обсуждались в предыдущих записях. Информация о новых для 18-й моторизованной дивизии тяжелых танках Typ Woroschilow в общем и целом подтверждает, что вышедшая 25 июня 1941 года на северные подступы к Лиде танков КВ в окрестностях станции Бастуны не встретила.
Однако вернемся к боям под Старой Руссой. Донесение об окончательном отражении наступления частей 182-й стрелковой дивизии силой "не менее пяти пехотных батальонов" на Старую Руссу поступило в 17.50 22 января 1942 года. В этом же донесении сообщалось, что два подбитых тяжелых танка были подорваны противотанковыми минами и подрывными зарядами отделениями истребителей танков из 51-го мотопехотного полка и 38-го мотоциклетного батальона. Двум другим тяжелым танкам удалось уйти.
Один танкист был взят немцами в плен и сообщил, что его танк лишь накануне прибыл под Старую Руссу с одного из заводов Москвы и сегодня впервые пошел в бой.
Вот такая история. Всё вроде сходится, но конкретные привязки отсутствуют. По крайней мере у меня, так что любые дополнения приветствуются.
Сам исходный снимок танка КВ-1 с пушкой ЗИС-5 производства ЧКЗ выпуска 1941 года продавался у известного продавца с Ebay по маске 2007-04-23.
Так что прошу всех тех, кто те годы занимался фотографиями с Ebay, глянуть свои закрома на предмет наличии снимков Старой Руссы с именем файла по такой маске.
На этом пока всё. Исправления и дополнения приветствуются. Если кто еще не подписался на канал, то обязательно это сделайте. Также если информация была интересна, то прошу не стеснятся ставить палец вверх для продвижения канала.
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/181663.html).
Список источников:
1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);
2. Документы 11-й армии, 182-й стрелковой дивизии и 103-го отдельного танкового батальона (ЦАМО РФ, сайт Память народа, ОБД Мемориал);
3. Документы 18-й моторизованной дивизии (NARA);
4. Форум РККА (vif2ne.org/rkka);
5. Аукционы eBay.