Найти в Дзене
Юрий Радостев

ЛОГИКА. Мышление и рассуждение

Оглавление

(Часть 2)

КАК МЫСЛИТЬ ПРАВИЛЬНО? ч. 2.

Рефлекс мышления

Операция классификации предписывает нам определить признаки, по которым мы должны провести разделение на классы. И вот здесь нас поджидает первая засада в виде нашего субъективного вмешательства в процесс познания. Признаков у каждого явления достаточно много, и действительность не показывает нам самый главный, определяющий признак, который будет относить рассматриваемое явление действительности в тот или иной класс. Мы должны определить его сами, и поэтому, в этом моменте, в самом начале нашего научного познания, процесс определения понятий и формирования суждений полностью и во всем подчиняется нашим индивидуальным предпочтениям, нашим личным убеждениям, нашему субъективному представлению о действительности, о порядке и логике научного поиска.

С самого раннего детства мы познаем окружающую нас действительность своими чувствами. В школе, как полагают все, и как уверяют нас учителя и ученые, мы приступаем к правильному научному познанию. Но вот что такое число, которое как нам кажется мы знаем с того момента, который уже не помним, тем не менее, не можем сказать, что такое число до сих пор никому неизвестно. Вроде бы понимаем, а что это такое, сказать не можем. Где то, когда то, что-то у нас пошло не так, в процессе познания, в процессе приобретения знаний. И весь анекдот здесь в том, что понять и осознать этот тупик общепринятого метода познания также невозможно, придерживаясь традиционного формального подхода. Ведь к тому моменту, когда формалист приступает к углубленному изучению действительности в якобы научном ключе, он приходит с уже сформированными в результате начального, школьного, и высшего образования и донаучного жизненного опыта представлениями, убеждениями, и взглядами. И самое главное, как показали И.М. Сеченов и И.П. Павлов, эти представления о реальности в результате многолетнего использования, зубрежки, и повторения, стали условными рефлексами мышления. Слово, тоже может выработать условный рефлекс мышления у человека, а не только у собаки. А отказаться от условного рефлекса с хода и с первого раза даже человеку невозможно, только посредством убеждения лбом об стену. Ну вот, к примеру, у всех людей, которые услышат или прочитают вышеприведенное утверждение о том, что их мышление рефлекторно, как у собак Павлова, вызовет безоговорочное отрицание без всякого рассуждения. То есть, собака Павлова, которая повинуясь своему условному рефлексу реагирует на привычный сигнал без всякого рассуждения, имеет рефлекторный механизм мышления; а человек, который без рассуждения отрицает тезис и научное положение о рефлекторности его мышления, не имеет. Он даже может возмутиться, дескать, что я собачка Павлова что ли?!

РАССУЖДЕНИЕ

В действительности мы можем видеть множество примеров и случаев, даже в своем мышлении, когда какое-либо новое известие, научное положение, иная трактовка казалось бы известных явлений и событий, которые опровергают ваши привычные представления и убеждения, сразу же отвергается без всякого рассуждения и изучения. Примеров можно привести более чем достаточно, чего стоит отрицание открытий Коперника или Эйнштейна. Впереди читателя ждет ещё одно доказательное фактами действительности открытие в физиологии, опровергающее его убеждения о количестве органов чувств, которое он тут же отвергнет как что-то несусветное.

Таким образом, реальность, действительное состояние вещей и объективная картина мира, заслоняется нашими наперед заданными субъективными представлениями и убеждениями, и поэтому наши ощущения как бы сливаются с нашими мыслями, ощущения заменяют собой наши мысли, и поэтому, в свою очередь, наше мышление становится механическим процессом оперирования ощущениями. Это утверждение, противоречащее общераспространенному рефлексу мышления адекватного восприятия реальности, как будто бы рефлекторное мышление не является механическим процессом, тоже рефлекторно отвергается без всякого рассуждения. Мы же, как убеждены все, правильно и адекватно воспринимаем действительность, зачем ещё рассматривать какие-то доказательства и аргументы?

Поэтому на этом первом шаге познания действительности мы должны оградить наш рассудок от механического способа мышления, от наших же субъективных представлений, которые могут исказить или сделать невозможным адекватное восприятие действительности, и значит, сделать невозможным наше правильное мышление. Возникает вопрос — как? Ответ на этот вопрос может быть только один — мы должны отказаться от привычно-рефлекторного способа и метода мышления. По своей сути, он представляет собой автоматическую выдачу результатов и конечных формулировок без какой-то подготовки, сбора данных, согласования аргументов, и т.д.

(Продолжение следует.)

#логика #философия #рассуждение #мышление #рефлекс #павлов