Найти в Дзене

Почему за 7 месяцев кризиса китайские автомобили так и не завоевали российский авторынок?

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Помните, около двух лет назад я говорил о том, что китайский автопром не имеет серьезных шансов завоевать отечественный авторынок? Вы, конечно же, не согласились и написали уже ставшую мемом реплику: «Вот увидишь, через 5 лет китайские автомобили завоюют наш рынок».

Так уж получилось, что кризис, затронувший отечественную автомобильную промышленность и, как следствие, отечественный авторынок, длится 7 месяцев и на этом самом рынке сложилась настолько уникальная ситуация, что с точки зрения благоприятных условий для экспансии на наш авторынок китайских автопроизводителей даже сложно придумать. Европейские концерны самоустранились, АВТОВАЗ испытывает локальные трудности с поиском новой стратегии развития после расставания с альянсом Renault-Nissan, а корейские KIA и Hyundai хоть формально и остались на рынке, но находятся в летаргическом сне, т.к. заводы в России остановлены и не очень понятно, запустятся ли.

Сравниваю показатели продаж китайских автомобилей в 2021 и 2022 годах

Для того, чтобы ответить на вопрос, заданный в заголовке, сначала посмотрим на накопленные показатели продаж китайских автопроизводителей в итогам восьми месяцев 2020, 2021 и 2022 годов.

В качестве источника данных я использовал информацию Ассоциации Европейского Бизнеса [1].

Количество проданных за 8 месяцев автомобилей китайских марок в 2020-2022 годах. Автор графики kua1102
Количество проданных за 8 месяцев автомобилей китайских марок в 2020-2022 годах. Автор графики kua1102

Как видите, я взял последние три года продаж китайских автомобилей и если сравнивать между собой 2020 и 2021 годы, то Haval, Chery и Geely демонстрировали вполне приличные проценты прироста продаж. Перспективы на 2022 год рисовались радужные, да?

А теперь посмотрите на показатели 2022 года, это зелёный столбик. Лишь DFM смог показать положительный прирост относительно предыдущего года. Хотя, ещё раз повторюсь, сейчас наш рынок практически безконкурентен для китайцев. Почему же нет интенсивного роста продаж?

Отсутствует в модельной линейке автомобилей эконом-класса

Если Вы внимательно посмотрите прайс-листы, которые публикуют китайские компании для нашего авторынка, то обнаружите, что бюджетных моделей не предлагает ни один из автопроизводителей. Модели 2020 года выпуска от FAW и модельный ряд Brilliance рассматривать не будем. До недавнего времени самым дешёвым автомобилем был компактный кроссовер Chery Tiggo 4, но недавно он был обновлён на Tiggo 4 Pro и, по большому счёту, если не рассматривать совсем уж начальные комплектации, для покупки китайского автомобиля нужно располагать суммой в 2,5 миллиона рублей (да-да, не напоминайте мне про Haval Jolion и государственную программу кредитования со скидкой, там на доп. платежах «съедается» вся экономия).

За 2,5 миллиона рублей сейчас можно купить кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. Автор фотографии kua1102
За 2,5 миллиона рублей сейчас можно купить кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. Автор фотографии kua1102

Среднестатистический российский автолюбитель, с удовольствием покупавший LADA Vesta за миллион рублей, физически не способен купить китайский автомобиль за 2,5 миллиона рублей. А раз нет предложения, то нет и спроса.

Специфический модельный ряд

Подавляющее число китайских автопроизводителей продаёт исключительно кроссоверы. Также есть возможность купить внедорожник, пикап и минивэн. В то время как очень популярный кузов седан у нас в стране полностью игнорируется. И, опять же, покупательский спрос ожидаемо отсутствует. Я уверен, что если бы Haval выпустил в продажу бюджетный аналог LADA Vesta, его продажи взлетели до небес. Ну ладно, Haval специализируется на кроссоверах и внедорожниках. А вот Chery вполне мог бы, тем более раньше в Россию они привозили и седаны и лифтбеки и даже А-класс.

Вы наверняка видели на дорогах Chery QQ, дешёвый небольшой автомобиль. Автор фотографии kua1102
Вы наверняка видели на дорогах Chery QQ, дешёвый небольшой автомобиль. Автор фотографии kua1102

Странная ценовая политика

Ярким тому примером является компактный кроссовер Haval Jolion, который за год умудрился сначала подорожать на миллион рублей, а потом, когда эту модель включили в государственную программу кредитования, подешеветь на несколько сотен тысяч рублей. Если китайцы считают, что люди готовы тратить на посредственный по своим характеристикам кроссовер 2,2 миллиона рублей, то они очень и очень сильно ошибаются. Ведь люди помнят, что совсем недавно по этой цене можно было купить Volkswagen Tiguan.

Боязнь санкций

И это, на мой взгляд, главная причина. Китайским автопроизводителям просто не нужно «забирать» наш авторынок. Сейчас китайцы активно себя продвигают на европейском авторынке, осваивают США и схватить вторичные санкции из-за поставок автомобилей в Россию им не нужно. Тем более, если копнуть по глубже, европейские технологии очень сильно внедрились в китайский автопром. Система ABS от Bosch, вискомуфта от Borg Warner и т.д. Эффекты глобализации, так сказать.

Так что индикатором роста может быть Haval, который полностью локализовал производство у нас в стране. Как только они подкрутят финансовую стратегию продаж, результат не заставит себя ждать. Ну а пока – не нужно ложных иллюзий на счёт «китайские автомобили стабилизируют наш рынок». Я, если честно, больше верю в кроссовер от АВТОВАЗа, чем увеличение доли присутствия китайцев.

Другие мои статьи

Смогут ли через пять лет автомобили китайских брендов потеснить корейские на рынке РФ?

О планах китайских автопроизводителей на 2022 год на российском рынке

С уважением, Юрий (kua1102)

Авто
5,66 млн интересуются