Найти тему
Пикабу

Можно безусловно любить и менять человека?

Безусловная любовь к человеку – это любовь к тому, кто свободен оставаться собой. Сразу напрашивается возражение: «Получается, если я люблю человека безусловно, я не могу высказывать ему недовольство и претензии, вызванные его поведением?» Однозначно можете! И даже должны высказывать, если хотите сохранить безусловную любовь как минимум к себе.

Начнём с очевидного – мы не можем менять людей. Мы не контролируем их на 100%, нельзя просто вырвать из них одни убеждения и заменить другими, которые нам нравятся. Многие трагично убеждены в обратном. В то же время мы можем влиять на людей вокруг. Мы можем влиять на прохожих, друзей, начальника, и конечно, на тех, кого мы любим.

Главный вопрос – как мы влияем на людей? Вариантов ответа два: насильственно (игнорируя их свободу) или ненасильственно (принимая их право на свободу).

Важно! Признание чужой свободы не означает, что мы отказываемся влиять на человека. Признание чужой свободы означает, что мы отказываемся влиять на человека с помощью насилия.

Иногда мы забываем об этом и думаем, что если принимаем человека, значит он навсегда останется таким, какой он есть, заспиртованным на всю оставшуюся жизнь. Но люди меняются. Когда-то нам нравилась Мадонна, потом Земфира, потом Монеточка и Вася Обломов. Когда-то мы любили жёсткий секс, а теперь хотим долгих и нежных прелюдий. В начале отношений нам нравилось сидеть дома и смотреть сериалы, а теперь мы хотим бродить по горам и сплавляться по рекам.

Люди меняются. Меняются их потребности. Да, в начале отношений мы можем выбрать человека целиком, без претензий и пожеланий, но ничто не гарантирует, что эти пожелания не появятся. Более того, я убеждён, что они рано или поздно возникнут, потому что наш мозг полнится впечатлениями, не спрашивая у нас разрешения.

В общем, любые отношения меняются. В том числе и отношения, построенные на безусловной любви. Разница в том, что в таких отношениях люди позволяют друг другу пробовать, меньше осуждают друг друга и больше принимают. Но! Всё равно продолжают влиять: просят бросить курить, предлагают вместе бегать, подают пример увлечения фильмами Дэвида Линча.

Это не противоречит безусловности. Почему?

Следите за руками. Если я ненасильственно помогаю человеку измениться, значит эти изменения изначально были частью его желаний, которые я помог раскрыть. Я не выставлял никаких условий! Человек поменялся добровольно, потому что в нём было что-то, что отозвалось на мои слова. Добровольно отозвалось.

Но что, если человек не поменяется в ответ на мои ненасильственные методы?

Каждый решает сам. Кто-то добровольно принимает чужие особенности, которые для него не критичны. Кто-то переходит к методу кнута и пряника: «Разве тяжело сделать это ради меня?» Кто-то не может принять человека и себя рядом с ним, а потому уходит. Кто-то просто терпит.

Между условной и безусловной любовью чертой проходит насилие. Поэтому говорить о своём недовольстве однозначно стоит. Но как только вы начнёте совершать насилие над другим человеком, потому что он не хочет быть таким пирожочком, как хочется вам, любовь станет условной со всеми вытекающими. И конечно, вы можете иметь кучу недовольств и претензий, но если держите их в себе (!), вы также подписываетесь за условную любовь. Ведь вы начинаете верить, что должны оставаться удобным, миролюбивым и неконфликтным, а не оставаться собой.

Другими словами, не бойтесь влиять друг на друга. Прямо или косвенно. Не бойтесь говорить о своих чувствах, мыслях и потребностях, но постарайтесь не переступить черту, за которой влияние становится насилием над другими и над собой.