На дворе конец мая. Сидим в учительской, туда же врывается наш школьный педагог - психолог и с порога выдает нужно пройти тестирование по профессиональному выгоранию.
Учительница биологии, не отрывая взгляд от проверки тетрадей, тут же ответила: "Так напиши - сгорела дотла".
Почему же происходит профессиональное выгорание педагога?
Профессиональное выгорание — это хроническое истощение эмоциональных, физических и волевых ресурсов, совокупность негативных переживаний, связанных с работой.
Это понятие впервые вывел ученый Герберт Фрейденберг, и его применяют не только в педагогической среде.
Но учителя больше всего подвергаются профессиональному выгоранию, особенно в возрасте от 30 до 40 лет.
Всё дело в том, что к этому возрасту они накапливают достаточный педагогический опыт и начинается сильный спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость, и по этой причине талантливый педагог становится профнепригодным. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.
Очень часто в эту категорию, как ни странно попадают молодые педагоги. Они готовы участвовать во всех олимпиадах, конкурсах, викторинах. Берут работу домой, снова и снова доказывая старшему поколению, что они тоже чего - то стоят. А это старшее поколение, вновь и вновь критикует своих молодых коллег,наращивая у них чувство стресса и, лишая возможности реализоваться.
И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.
Да и в современной школе довольно непросто работать: постоянные отчёты, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, недовольные родители, балующиеся ученики - всё это и многое другое оставляют существенный след на эмоциональном состоянии учителя.
Приведу пример
Часто эту проблему можно разделить на три фазы:
Первая
Учитель устал, путается в темах и понятиях, задаёт хаотичные вопросы, пропускает ответы учеников, "уходя в себя".
Вторая
Постоянная неприязнь окружающих, будь то коллеги, ученики или родители. Вначале она прикрыта просто антипатией, а уже в дальнейшем переходит в активную фазу, вплоть до агрессии.
Третья
Самая опасная стадия. Абсолютное равнодушие ко сему, даже к собственной жизни. Педагог теряет интерес к работе, проходит запал, исчезает блеск в глазах, в душе нарастает холод и чувство собственной никчёмности.
В целом каждый педагог решает для себя сможет ли он справиться с этой проблемой или ему лучше уйти со школы.
Как можно помочь в этом случае?
ПАМЯТКА: ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ
• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Часто учителя пишут, чтобы мы не выгорали, дайте нам спокойно работать и учить детей, избавьте от бесконечных отчётов и бумажной волокиты. Но отчётов всё прибавляется и прибавляется в учительской работе.
В завершении своей заметки, мне бы хотелось дать небольшой совет. Всегда обращайте внимание на таких коллег и старайтесь им помочь, ведь это не псевдо проблема, как многие считают, а очень серьёзное рабочее состояние. Чем раньше вы определите это состояние, тем легче будет помочь человеку уйти от него. Главное, всегда помнить, что мы взаимодействуем с самым непоседливым и живым контингентом, а значит и сами должны быть живыми.