Мы со студентами гасим в студии верхний свет, включаем софиты, и начинается настоящая творческая мистерия, расцвет и полёт души. Что это - творческое занятие или психологический поиск себя?..
Что такое портрет? Изображение или описание одушевлённого существа.
Что такое натюрморт? То же самое, но неодушевлённого предмета или группы предметов.
Как это может сочетаться?
Продолжаю рассказывать о том, как я работаю со своими студентами одновременно и раскрывая их творческий потенциал и помогая через творчество пережить что-то сложное.
Мы изучаем композицию изображения (картины, фотографии, видео - принципы похожи). Как расположить предметы, персонажей и элементы их окружения так, чтобы изображение являло зрителю гармонию, цепляло, несло эстетическое удовлетворение? Рассказываю секреты и тонкости сего…
А как из группы предметов сделать целостное изображение? Так, чтобы это был не набор вещей, а… А что? Как объяснить ребятам практический смысл вот этого всего, что можно назвать красивыми, но очень абстрактными и не всегда понятными словами «гармония», «красота», «эстетика»?
Сейчас мы попробуем, создавая кадр или художественное полотно из набора предметов, чтобы лучше почувствовать то самое, что я назвала выше, мы создадим не просто композицию, а какую-то историю.
И я предлагаю студентам сделать фотонатюрморт, как историю о себе, как свой психологический портрет. Снимем такой сюжет просто на телефон, чтобы пока не уходить в технику, а почувствовать суть творчества. И тут включается психология, эта волшебная и удивительная помощница в творчестве.
По заданию каждый художник должен подобрать вещи, которые характеризуют его самого, его любимые занятия, мечты, состояние души.
У кого-то это будет камера, ракушки, карта мира и блокнот -символы путешествия, визуализации мира и заметок с размышлениями… Ведь даже при таком минимальном наборе через получившийся натюрморт мы можем увидеть изображение задуманной личности, как думаете?
А другой автор принесёт одинокий, нежный цветок и сфотографирует его в старой и пыльной бутыли… Каким видит себя такой человек?
После того, как предметы подобраны и композиционно выложены, я предлагаю ребятам подобрать нужное освещение для их психологического натюрморта-портрета. Они уже знают, как поставить свет так, чтобы в кадре было солнечно или наоборот полумрак, как сделать драматичный театральный свет, а как рассеяно-задумчивую атмосферу.
И получается, что на таких творческих уроках мы занимаемся не просто изобразительным искусством, фотографией, а настоящей психологией, осознанием и пониманием себя, своих проблемных, сильных или слабых сторон через такие визуализированные метафоры или ассоциации.
А следующее задание - домашняя работа. Я предлагаю создать ещё несколько таких психологических автопортретов, но не подбирая разные предметы, а увидеть уже готовый сюжет, посмотрев вокруг себя. Возможно это будет фонарь со светом в туманном вечере, или летняя панама, оставленная на лавочке, или популярный ныне картонный стаканчик кофе, стоящий… где? А, возможно, это будет какая-то уличная зарисовка, которая отразит текущее переживание автора... И тут снова работает то самое внутри человека, что сложно определить, но именно благодаря этому активизируется творчество и рождаются шедевры.
Попробуйте эти нехитрые задания со своими клиентами, а можно и со своими детьми. Посмотрите, как загорятся их глаза и воодушевятся сердца! Обязательно расскажите после, о результатах таких занятий — очень интересно! А я покажу мои фотоработы, которыми я иллюстрирую студентам такие задания, вы можете их тоже использовать, если хотите.
…Мы со студентами гасим в студии простой верхний свет, включаем софиты, и начинается настоящая мистерии, очищение и полёт души.
Фото и текст- я, Екатерина Степанова.
Если вы хотите побывать у меня на таком занятии, я приглашаю детей, подростков и взрослые на групповые и индивидуальные творческо-психологические занятия. Пишите мне в личные сообщения или в WhatsApp по номеру 8-916-694-42-28