Найти в Дзене

«Последний генсек»: заглядываем внутрь ЗИЛ-41047 конца восьмидесятых

В статье использованы фотографии автора, а также открытых источников сети Internet
В статье использованы фотографии автора, а также открытых источников сети Internet

Безусловно, одним из самых заметных (во всех смыслах этого слова) экспонатов на Параде ретротранспорта, прошедшего в Санкт-Петербурге в мае 2022 года, стал этот ЗИЛ-41047. Тот самый, что возил всю верхушку нашей страны в перестроечный период. То есть с 1986 по 1995 год в случае с Президентом РФ или по начало двухтысячных в случае с некоторыми другими заметными чиновниками.

Хотя наибольшая концентрация легковых ЗИЛов, понятное дело, всегда была в Москве, данный экземпляр давно находится в Санкт-Петербурге. Хотя «коренным ленинградцем» он является вряд ли: об этом говорят как минимум госномера. И хотя советские ГРЗ, скорее всего, являются репликой, это отнюдь не выдуманная бутафория. Под номером 9972ММА действительно был зарегистрирован ЗИЛ-41047. И особенность в том, что это один из самых поздних советских номеров, когда-либо выданных. Получен он то ли в 1993, то ли вообще в 1994 году!

Но сам лимузин выпущен раньше – в 1988 году. Стало быть, как минимум до 1993-го данный экземпляр имел другой госномер – и с огромной долей вероятности работал в ГОНе. Непосредственно генсека Горбачёва он вряд ли возил (хотя бы потому, что не является бронированным), но видимых отличий от «первого автомобиля» здесь минимум.

На выставке машину буквально облепляли со всех сторон – даже просто подойти и сделать сколько-нибудь адекватные фото было сложно. Интерес повышало и по истине безупречное внешнее состояние машины!
На выставке машину буквально облепляли со всех сторон – даже просто подойти и сделать сколько-нибудь адекватные фото было сложно. Интерес повышало и по истине безупречное внешнее состояние машины!
Словом, ограждающие ленточки здесь явно не зря: без них наша нескромная публика просто разобрала бы автомобиль на запчасти!
Словом, ограждающие ленточки здесь явно не зря: без них наша нескромная публика просто разобрала бы автомобиль на запчасти!
При этом владелец машины пошел на весьма смелый шаг: он оставил открытыми окна. И, имея определенные «акробатические» способности, здесь можно было поснимать интерьер. Такой возможности упустить я не мог. И вот что удалось увидеть внутри...
При этом владелец машины пошел на весьма смелый шаг: он оставил открытыми окна. И, имея определенные «акробатические» способности, здесь можно было поснимать интерьер. Такой возможности упустить я не мог. И вот что удалось увидеть внутри...
Отделка салона здесь субъективно выглядит лучше, чем в более дешевом на вид интерьере Чайки ГАЗ-14. Вообще, все очень солидно и не выглядит устаревшим. Торчащая из ящика у центрального подлокотника белая полоска – видимо, телефонная трубка
Отделка салона здесь субъективно выглядит лучше, чем в более дешевом на вид интерьере Чайки ГАЗ-14. Вообще, все очень солидно и не выглядит устаревшим. Торчащая из ящика у центрального подлокотника белая полоска – видимо, телефонная трубка
При этом средства связи могли прятаться под специальной деревянной «шторкой». Интересная особенность приборов: контрольные лампы находятся не в основном щитке, а под лобовым стеклом
При этом средства связи могли прятаться под специальной деревянной «шторкой». Интересная особенность приборов: контрольные лампы находятся не в основном щитке, а под лобовым стеклом
Сиденья крупные, но традиционно для советских машин имеют низковатые спинки. Подголовники на машине должны быть – возможно, владелец снял для реставрации…
Сиденья крупные, но традиционно для советских машин имеют низковатые спинки. Подголовники на машине должны быть – возможно, владелец снял для реставрации…
Задний диван визуально стоит заметно выше, чем передние кресла. Кожаная отделка для «передка» и велюровая (либо плюшевая) для задней части салона – норма для лимузинов тех лет
Задний диван визуально стоит заметно выше, чем передние кресла. Кожаная отделка для «передка» и велюровая (либо плюшевая) для задней части салона – норма для лимузинов тех лет
Задние пассажиры спрятаны от посторонних глаз за счет шторок, поэтому тонировка здесь не нужна. Выдвижные сиденья-страпонтены в сложенном виде занимают совсем немного места
Задние пассажиры спрятаны от посторонних глаз за счет шторок, поэтому тонировка здесь не нужна. Выдвижные сиденья-страпонтены в сложенном виде занимают совсем немного места
Сзади тоже нередко ставили телефон. Выглядит неказисто, но ведь работал же!
Сзади тоже нередко ставили телефон. Выглядит неказисто, но ведь работал же!
Под капотом – огромный, но совсем не симпатичный двигатель V8 объемом 7,7 литров и мощностью 315 л.с. Уже в XXI веке для него была разработана система впрыска взамен карбюраторов, но в серию она пойти не успела
Под капотом – огромный, но совсем не симпатичный двигатель V8 объемом 7,7 литров и мощностью 315 л.с. Уже в XXI веке для него была разработана система впрыска взамен карбюраторов, но в серию она пойти не успела
Зато ключи зажигания – вполне себе дизайнерские! На каждом был выбит порядковый номер конкретного экземпляра. Видимо, что водители ГОНа не путались
Зато ключи зажигания – вполне себе дизайнерские! На каждом был выбит порядковый номер конкретного экземпляра. Видимо, что водители ГОНа не путались
Эмблемы имеют разную форму: на стойках крыши они привычно вытянуты, а «прицел» на капоте, наоборот, сжат по горизонтали
Эмблемы имеют разную форму: на стойках крыши они привычно вытянуты, а «прицел» на капоте, наоборот, сжат по горизонтали
Так выглядел поздний вариант шины Гранит – с радиальным кордом и большой даже по сегодняшним меркам размерности 245/70R16. За счет сверхтолстых боковин колесо оставалось в строю даже при попадании шести-семи пуль!
Так выглядел поздний вариант шины Гранит – с радиальным кордом и большой даже по сегодняшним меркам размерности 245/70R16. За счет сверхтолстых боковин колесо оставалось в строю даже при попадании шести-семи пуль!
Официально выпуск последней серийной линейки ЗИЛ прекращен в 2003 году. Всего было выпущено порядка 150 экземпляров стандартных лимузинов ЗИЛ-41047, а также 14 бронированных ЗИЛ-41052 и 23 «коротких» коротких седана ЗИЛ-41041
Официально выпуск последней серийной линейки ЗИЛ прекращен в 2003 году. Всего было выпущено порядка 150 экземпляров стандартных лимузинов ЗИЛ-41047, а также 14 бронированных ЗИЛ-41052 и 23 «коротких» коротких седана ЗИЛ-41041
ЗИЛ-41047 действительно весьма низкий для своего класса: высота составляла всего 1500 мм. При этом длина – 6330 мм. Снаряженная масса даже без бронирования – 3550 кг
ЗИЛ-41047 действительно весьма низкий для своего класса: высота составляла всего 1500 мм. При этом длина – 6330 мм. Снаряженная масса даже без бронирования – 3550 кг
До появления Aurus в 2018-м именно ЗИЛ-41047 целых 33 года был «венцом творения» легкового автомобилестроения России. Кто из вас наверняка скажет, что является и сейчас…
До появления Aurus в 2018-м именно ЗИЛ-41047 целых 33 года был «венцом творения» легкового автомобилестроения России. Кто из вас наверняка скажет, что является и сейчас…

Моя новая книга по истории Mercedes-Benz уже в продаже:

-18

Авто
5,66 млн интересуются