Эффект результата — это когнитивное искажение, основанное на иррациональной оценке решения, принятого в прошлом, когда его последствия были уже известны.
Оглядываясь назад и перед лицом уже имеющейся у вас информации, легче оценить сделанный выбор. Однако в действительности решение принимается на основе имеющейся на тот момент информации, конкретным человеком со своей историей и уникальным в тот момент психическим состоянием. Поэтому адекватность решения может быть оценена только в момент его принятия.
Что такое эффект результата?
Если упрощать, то эффект результата — когнитивное искажение, основанное на иррациональной оценке прошлых решений, когда их последствия уже известны.
Чтобы проиллюстрировать, что такое эффект результат, я вкратце расскажу две истории и, кстати, приглашаю вас провести над собой мысленный эксперимент:
Исследование 1988 года
Джонатан Бэрон и Джон С. Херши попросили группу людей проанализировать конкретную ситуацию и оценить принятое в тот момент решение.
Если хотите, поставьте себя на роль испытуемого — представьте, что, находясь в больнице, вы наблюдаете следующее событие:
У больного 55 лет больное сердце. Из-за сильных болей в груди и невозможности быть физически активным ему пришлось бросить работу. Состояние настолько тяжёлое, что больной также должен отказаться от спорта и даже от игр с внуками. Он также должен ограничить своё передвижение. Врачи могут провести процедуру имплантации шунта. Это уменьшит боль и увеличит продолжительность жизни до 65-70 лет. Как и в любой процедуре, есть риск. 8% больных не переживают самой операции. Однако врачи взвешивают риски и проводят процедуру.
Как вы считаете, это правильное решение?
Думаю, да! Так думали и врачи, и больной выжил.
Данный сценарий был прочитан участниками исследования Барона и Херши из первой группы. Во второй группе зачитали тот же сценарий. Кроме одной существенной детали. Больной не выжил.
❗️ Итог: первая группа в своём большинстве оценила решение врачей как верное. А большинство участников из второй группы сочли его не верным.
Поскольку это было действительно хорошо спланированное исследование, были также группы 3 и 4, которые читали очень похожие сценарии. Единственная разница заключалась в том, что они должны были судить о решении пациента, а не врача. Опять же, решение оценивалось лучше, когда результат был положительным.
Самое интересное, что решение всегда было одно и тоже - согласие на операцию, однако плохим или хорошим оно становилось только после итогового результата.
🍎 История сооснователя Apple
Рональд Уэйн был сооснователем Apple, но покинул компанию через 12 дней после открытия, перепродав свои 10% акций. Как вы оцениваете его решение с сегодняшней точки зрения? Возможно, вы, как и большинство людей, ответите: «Это самое глупое решение, которое он мог принять». Известно, что сегодня эти 10% стоили бы миллиарды долларов.
Сам Рональд Уэйн в одном из интервью сказал:
У меня тогда были очень веские причины уйти и нет, я ни разу об этом не пожалел. Мои мотивы так же правильны, когда я смотрю на них сегодня, как и тогда, когда я принял решение уйти (...)
Если бы я тогда остался в Apple, я был бы самым богатым парнем на кладбище
Я хотел, чтобы вы увидели, как легко судить о решении, глядя на его последствия, и как легко неправильно его оценить.
Можно попытаться обезопасить себя от негативных последствий эффекта результата. Однако универсального рецепта борьбы с этим типом когнитивных искажений не существует. Достаточно просто знать, что что-то подобное вообще существует и что это влияет на ваше мышление и поведение.