Найти в Дзене

Как вырастить невротика: разрушительное поведение родителей

В большинстве своем родители берут модели поведения из своей собственной семьи, от своих родителей. “А что? Меня также воспитывали, вырос нормальный!” - говорят они. Но, вполне возможно, череда ошибок тянется из поколения в поколение. Сегодня же есть возможность проверить научным путем, какое поведение родителя при взаимодействии со своим ребенком влечет за собой неприятные последствия.

Одним из таких значимых последствий является - конфликты. Нередко встречаются случаи, когда даже самые близкие и родные люди не могут понять и принять друг друга. К сожалению, довольно часто конфликты существуют между родителями и детьми. 

 Так в чем же причина конфликтов между ребенком и родителем? Существует множество факторов, провоцирующих непонимание и, как следствие, развитие конфликта. К примеру, острая нехватка времени на общение с ребенком, что в свою очередь приводит к отчужденности и отсутствию подлинного интереса. Сложно не согласиться с тем фактом, что родитель, будучи заинтересованным во взаимодействии с ребенком, найдет возможность уделить ему время хотя бы в выходные дни. 

Дети раннего возраста (тем более школьники) обладают тонким эмоциональным восприятием и почти всегда безошибочно определяют, что является причиной дефицита родительского внимания: подлинная физическая усталость после трудного рабочего дня или незаинтересованность со стороны родителя, нежелание осуществлять эмоциональную деятельность по сопереживанию проблем и трудностей ребенка.

В семьях, в которых присутствуют серьезные проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми, родители склонны оценивать свои действия и поступки исключительно с положительной стороны и нередко демонстрируют искреннее непонимание причин, вызвавших конфликтную ситуацию. 

Ответственность же за «непозволительное» поведение ребенка многие родители склонны возлагать на «типичную» детскую «неблагодарность». 

Дети и подростки склонны к большей искренности и объективности в оценке семейных взаимоотношений. Вопреки широко распространенному мнению, дети принимают на себя ответственность за возникающие конфликты между ними и родителями. Более того, даже в ситуации объективно несправедливого отношения взрослого к ребенку последний, отчетливо осознавая эту несправедливость, склонен приписывать ее причины своим «недостаткам», искать причины в себе и испытывать глубокое чувство вины за происходящее. Маленький ребенок может не понимать причин, но чувствует проблему на эмоциональном уровне, а реакция на эту проблему может проявляться в виде болезней ребенка.

Какие же выделяют формы деструктивного родительского поведения, оказывающего негативное влияние на психическое развитие ребенка? (Т.Н. Мачурина)

1. Манипуляция любовью. 

Она может выражаться как в «лишении» любви (в качестве наказания за непослушание), так и в любви «под условием»: «будешь хорошо учиться — буду тебя любить». Самая опасная форма манипуляции любовью — это манипуляция чувствами самого ребенка: «если ты получил замечание в школе — значит, ты меня не любишь», «если ты плохо учишься — значит, ты меня не любишь». Данные высказывания формируют у ребенка глубокое чувство вины и имеют прямо противоположный эффект: ребенок вполне обоснованно не понимает связи между полученной им случайной неудовлетворительной оценкой по математике и отсутствием любви к матери. 

На самом деле, ребенок в данном случае постепенно учится ненавидеть себя и эмоционально отстраняется от окружающих, не желая причинить им вред. Либо ополчается и против себя, и против окружающих, доставляющих ему в лице родителя нестерпимую душевную боль.

 2. Подмена эмоционального тепла и принятия. 

На практике очень часто происходит подмена понятий, выражающаяся в отсутствии истинного родительского тепла по отношению к ребенку, компенсируемого материальными вложениями в виде дорогих подарков, увеселительных прогулок и поездок, предоставления необоснованно больших сумм на карманные расходы.

3. Безусловное принятие позиции ребенка в конфликте либо отрицание правоты ребенка. 

Отстаивание безусловной правоты ребенка в любом споре (будь то конфликт с одноклассниками или учителем) — не есть признак безусловной любви. Равно как и постоянные упреки ребенка во лжи и систематическое непринятие его разумных доводов также не является правильной формой поведения родителя. 

Любящий родитель, напротив, понимает необходимость разбирательства в ситуации с точки зрения как можно большей объективности и, в зависимости от действительного положения вещей, либо поддержит ребенка, либо поможет ему понять, в чем именно он был не прав. 

4. Постоянное сравнение с другими детьми. 

Важно помнить, что каждый человек индивидуален по своей природе. У всех людей разные способности и разные возможности их реализации. Поэтому систематическое сравнение ребенка с другими детьми имеет весьма негативный эффект: ребенок постепенно разочаровывается в себе и теряет мотивацию к какой либо созидательной деятельности. Напротив, им овладевает чувство неприязни по отношению к окружа ющим, по его мнению, более успешным сверстникам, со временем перерастающее в агрессивное и отклоняющееся поведение, представляющее собой не что иное, как протест и бунт, направленные против общества и самого себя. 

5. Навязывание родителем своих ценностей и приоритетов ребенку. Опыт, безусловно, находится на стороне старшего поколения. Однако не следует забывать, что ребенок — это воплощенная эмоция. Именно поэтому неосторожно брошенное слово, систематическая критика увлечений ребенка и отсутствие поддержки в выборе жизненного пути, к сожалению, нередко приводят к трагедиям, особенно в подростковом возрасте.

6. Перенос родителем стиля воспитания в собственной семье на отношения со своим ребенком.

 Встречаются ситуации, когда родитель неосознанно переносит на взаимоотношения со своим ребенком паттерны поведения собственных родителей: например, отец, воспитывавшийся в строгой семье, как правило, будет требовать от своих детей беспрекословного подчинения и соблюдения жесткой дисциплины, не учитывая при этом индивидуальные психологические особенности своих детей, которые могут воспринимать подобную ситуацию и реагировать на нее совершенно иначе, чем он сам. 

Встречаются случаи, когда причина деструктивного поведения ребенка проистекает из личностных проблем самого родителя. К примеру, длительная депрессия матери может вылиться в развитие у ребенка повышенной тревожности и мнительности; властность и авторитарность отца может привести к развитию у ребенка неуверенности в себе и агрессивности по отношению к другим детям (как правило, младшего возраста). 

В крайних ситуациях родителю не хватает эмоциональных ресурсов для того, чтобы сопереживать и поддерживать ребенка. В подобной ситуации родителю следует обратиться за помощью к специалисту, который поможет ему преодолеть собственные страхи и комплексы.

В заключение отметим, что быть родителем означает осуществлять сложнейшую работу; быть любящим родителем - настоящий талант и самоотверженность. Детство - та колыбель, в которой взращивается человеческая личность. Ребенок, выросший в любви, обладает ресурсами для того, чтобы любить другого, заботиться о ближнем, помогать страждущему. Любящий родитель может стать настоящим творцом светлого внутреннего мира ребенка, который вырастет в прекрасного человека. 

Источник: https://psyjournals.ru/files/94900/vestn…