Москвичи привыкли жаловаться на пробки, но какая ситуация на дорогах была бы без метро? Страшно представить!
Интересно, что импульсом к появлению метро в Москве тоже стала пробка — 6 января 1931 года из-за сильного снегопада движение в городе парализовало. После этого политики стали активно обсуждать идею строительства метро. И вот в 1935 году в Москве была открыта первая линия от «Сокольников» до «Парка культуры». С какими сложностями столкнулись метростроевцы, расскажем в этой статье.
Первые метрополитены мира
Пока в Москве только думали о строительстве метро, во многих странах оно уже активно работало. Первая подземка появилась в 1863 году в Лондоне, за ним последовали Нью-Йорк, Будапешт, Бостон, Париж и другие города по всему миру. При этом метро создавали по разным технологиям, которые зависели от особенностей грунта и технического оснащения стран. К 30-м годам XX века сложились три школы: лондонская, парижская и берлинская.
Лондонский способ строительства предполагал работу на большой глубине и использование тоннелепроходческих щитов, под защитой которых рабочие разрабатывали породу. По парижскому варианту тоннели строили на небольшой глубине опасным горным способом, а по берлинскому — самым простым и дешёвым открытым способом. Дальше мы расскажем о них подробнее.
С чего всё начиналось
В ноябре 1931 года в Москве заложили опытный тоннель. Сначала решили испытать берлинский открытый способ строительства. Работникам надо было вырыть траншею на небольшой глубине, укрепить тоннель и засыпать его сверху грунтом. Но из-за близости тоннеля к поверхности на опытном участке повредили трубы водопровода и канализации. Строители поняли, что такой способ подходит не всегда, а значит им придётся использовать горную технологию, которая позволяет вести работы на глубине под плотной городской застройкой. Работы шли медленно, к 1933 году было выполнено всего 6% от запланированного. Надо было что-то менять.
Поворотный момент
В 1933 году в Англии закупили проходческий щит — машину, которая вгрызается в грунт и оставляет за собой готовый тоннель. Она успешно работала под управлением двух британцев. По английским чертежам изготовили и русский вариант машины. Использование проходческих щитов вывело стройку на новый уровень и помогло ускорить темпы. Фактически первая линия московского метро была построена меньше чем за два года.
Кто строил метро
Мы привыкли думать, что метро в Москве строили на добровольных началах комсомольцы. На деле это были разорённые крестьяне, которые приехали в столицу на заработки. Они долго терпели тяжёлые условия работы и низкую оплату, чтобы хоть как-то прокормить свои семьи. Но весной 1933 года терпение лопнуло — рабочие объявили забастовку. Это привело к росту зарплат и улучшению условий труда. Помимо крестьян, на строительстве метро трудились и люди, привычные к работе в шахтах — горняки с Урала и Донбасса.
15 мая 1935 года открылись двери 13 станций московского метро. Каждая из них не была похожа на другую — советское руководство хотело, чтобы метро не только решало транспортные проблемы, но и поднимало дух человека. Несмотря на все трудности, у них получилось достичь своей цели.