Добрый день, дорогие друзья. Написать эту статью натолкнул комментарий одной из читательниц, где было сказано о том, что медикаментозная терапия снижает интеллектуальные способности. В нашем случае я вынуждена согласиться, пусть это и не очень может нравиться мне самой.
Вы на канале мамы подростка с психиатрическим диагнозом.
Все препараты, упомянутые в статье, должны применяться строго с согласованием с лечащим врачом. Самостоятельные попытки использовать эти препараты опасны!
Как я неоднократно писала, у старшего сына было слишком раннее психическое развитие. Он начал разговаривать раньше, чем устойчиво ходить. Всегда был очень серьёзным, с первого раза запоминал длинные стихи, а то и тексты до двух лет. К трём-четырем научился буквам - я просто повесила на холодильник азбуку и один раз сказала, как называется каждая буква. Так он научился читать и писать. В математике я бы не сказала, что был сильно успешен, все числа знал, но действия со сложными многозначными стал только в школе выполнять. Так же он не отлипал от пианино, подбирал музыку из любимых фильмов сам, не зная нот, поэтому было решено отдать в музыкалку, где он был для всего педколлектива просто алмазом - ни одной четвёрки по специальности, только пять и пять с плюсом. В сольфеджио разбирался прекрасно, но его выгнали из обеих групп, так как не давал простых детям учиться. На хор вообще не пустили. В школе тоже никому не давал ничего делать и из коллектива пришлось удалиться на надомное. А всё потому что сын делал все задания молниеносно и не знал, как себя занять оставшиеся 40 минут. Вот и лез ко всем с разговорами, а к замечаниям был глух, но раздражителен.
И где-то в тот период я как раз начала его водить по врачам, чтобы понять, что вообще делать - сын не слышал никого, кроме себя и творил, что хотел. Но был очень умным и все педагоги это отмечали.
И первым нашим лекарством, которое посоветовала участковый педиатр, был teнотen. Естественно, реакции никакой.
Дальше мы пошли по психиатрам и перед первой госпитализацией нам посоветовали попить $aн°пакс. Он должен был успокоить ребёнка, но не успокоил. Насколько я помню, а состояние у меня было такое, что память его вытирает автоматически, снова никакой реакции, как будто витамин выпил. Да и проследить не успела - сын лёг в стационар.
Когда я его навестила там впервые, мне показалось, что сын на лекарствах - он был на удивление тих и отрешён, мне даже показалось, что был легкий тремор у него. Но как мне сказала врач, никаких лекарств ему не давали, он просто впервые сменил место дислокации и привыкал. Оттуда его выписали со следующей терапией - €таpe***ин, fEваriн и корректор. Я чётко следила за приемом, но положительного результата не было, сын даже в школу перестал ходить, раз в неделю приносил тетради на проверку. Д.з. стал делать по три часа, бегая "по потолку", хотя раньше он садился и за пять минут делал. И вообще как-то нехорошо его "понесло". Врач сказал прибавить дозу АД и после этого начался ад - сына невозможно было остановить, он стал всё крушить, убегать из дома, и я внепланово потащила его в ПНД. Там быстренько отменили этот страшный Фev@rин и дали мне рецепт на teeser***. Сын при этом лежал под лавкой и нёс какую-то фигню. Дома сразу же принял четвертинку нового средства и вырубился на сутки. Прямо в куртке и кроссовках. Их я, конечно, сняла позже. Проснулся ребёнок выспавшимся, спокойным, пару часов мы просто жили как нормальные люди. С тех пор препарат давала в исключительных случаях, когда кроме как вырубиться, ничего не могло помочь. Тогда же бросил музыку и перевёлся в группу надомников.
В скором времени сын снова госпитализировался, и вышел с новой терапией. В неё включались всем нам, мамам психических, известные ne¥л€π***, амiN@**n и ам*****ин. На этих препаратах не ушли аутоагрессия и агрессия, но появились какие-то границы в поведении, которые сын уже никогда не переходил. Либо он начал осознавать последствия, но ещё не до конца. Тот препарат, который на N, действовал на ребёнка угнетающе, его сильно укачивало в транспорте, кружилась голова, появилась слабость, но агрессия не ушла. Аmeen@zин просто не работал, а АД тоже вызывал негативные реакции - сын жаловался на тупость. В общем, всё пришлось отменять и менять.
Дальше в нашу жизнь плотно вернулся teeserцин, но уже в компании глицина, как корректора, и вальпроевой кислоты, которая должна была убрать внезапные эмоциональные всплески. Месяц после назначения мы зажили как люди. Всё было хорошо. Агрессии не было, ногти на всех конечностях были целы и даже стриглись спустя много лет выдирания их. Но прошёл месяц и всё стало возвращаться на круги своя, хотя появились ещё какие-то новые границы, которые сын уже не переходил. В школе дела шли неплохо, хотя и был ребёнок в группе надомников, всё было нормально. Программу усваивал, хорошие отметки получал, но о блестящих успехах речи не было. И тогда стал набирать вес. Не скажу, что жиром зарос, но стал пухляшом таким, хотя всегда был кощеем. В холодильник лазил постоянно. Здесь поработала вальпроевая, я думаю. Она же со своей задачей не справилась, так как внезапных всплесков стало больше. Они стали как daily routine, а не как раньше - внезапно.
Следующая смена терапии была лишь в дозировке, потому что агрессия не проходила, а та терапия , которая пришла после, добавила новый препарат к уже имеющимся. Препарат, как нам сказала врач, был от мании и паранойи, ведь идеи отношений в нашей жизни сильно портили эту самую жизнь. Tr*f***ин. Синенькие такие таблеточки. Но у сына этот препарат вызвал ещё более глубокие идеи отношений, от которых сын до конца не избавился, но хотя бы анализировать начал сейчас на совсем другой терапии.
Последняя смена терапии была кардинальной и далась сыну очень тяжело, а у меня как раз был волшебный куарковидный код для посещения сына в стационаре. Состояние от смены препарата было не то что плохим, оно было ужасным. Потеря координации, времени, но что вокруг он понимал и даже поел хорошо, несмотря на то, что тело его не слушалось. Но через день он уже позвонил бодрый и хороший, сказал, что вальпроеву убрали и теперь он пьёт малюсенькие таблетки и чувствует себя хорошо, просто это была реакция на перемену препарата. Сравнивая предыдущие терапии, сын сказал, что эта самая нормальная, потому что он трезво мыслит, нет состояния "пьяного", и вообще он нормальный. Волшебный препарат этот всем известен из анекдотов и баек про психушку, на букву "г". Учёба пошла легче, а сами приступы стали короче и немного реже, хотя тревожность осталась, а она как раз мешала полному счастью. И после очередного срыва сына, я полезла в аптечку и достала всеми забытый АД, половинку которого я дала сыну и утром, и вечером. И через несколько дней он нормализовался. Об этом я уже писала. Где-то.
Что касается умственных способностей, то они остались, только притормозились до среднестатистической нормы. Когда у нас была терапия, которая не помогала, думать ещё и о каких-то способностях было невозможно, всё сводилось к "лишь бы не ор". А сейчас лучше быть средним и целым и невредимым, чем гением, но непонятно как.
Сейчас я уже чётко вижу, что для того, чтобы мозг сына не деградировал, его нужно загружать. Насколько это возможно. Поэтому в минувшем учебном году я начала выбивать из школы всё, что возможно, а сама уселась с ним за (памагити!) алгебру, которую вместе с ним и изучила. Раз в месяц к нам приходили предметники, чьих предметов не было в сетке договора, а ещё психолог стал приходить. Просто так мозг на терапии не разгонится, нужно постоянно стимулировать.
Ещё немаловажный момент - концентрация препаратов должна быть постоянна в мозгу. Иначе всё будет плохо. Несколько раз сын пропускал приёмы препаратов нынешней терапии. Ничего хорошего, способы-помощники сглаживали ситуацию, но если бы не пропуск, то самой ситуации можно и избежать. Менять что-либо мы будем только при постоянном наблюдении в стационаре. На данный момент я решила так. Либо у нас волшебным образом появился суперврач, с которым мы будем постоянно на связи.
Однако, мне иногда приходят мысли, что всё таки можно хоть один препарат убрать, там и дозировка уже маленькая для моего коня, но сын видит, что пьёт и какое-то изменение может само по сеье вызвать тревогу. Есть один препарат, который я бы убирала потихоньку.
Про него мне однажды в санатория сказала одна мамочка, товарищ по несчастью. Что в учебное время сын его пьёт, а на лето отменяют, чтобы вес в норму пришёл и не возникла зависимость. У них такая схема работает. Но мы - не они. И страх есть. Скоро нам врача сменят, может, что-то и получится.
И , конечно, без психотерапии и самостоятельного умения вести себя с ребёнком с таким недугом ничего не выйдет. Как и без молитвы вообще ничего.
Медикаментозная терапия очень индивидуальна, как видите. В нашем случае препараты, которые должны были заглушить симптомы, только увеличивали их. Некоторые успокоительные растормаживали. Те, которые должны сгладить приступы - вызывали их чаще. А потом вдруг заработало то, от чего раньше было плохо.
Буду рада, если поделитесь своим опытом применения медикаментозной терапии у детей, а может, и у себя.
Спасибо за внимание и понимание.