Найти тему
Джулия Рисуй!

Пионер пейзажного жанра

Великое европейское искусство дало нам множество великий на мой взгляд художников. Такое количество, что мы с вами и о многих и не слышали. Я расширяю не только свой кругозор в познании художников 16-17 века, но и ваш.

Познаём мир искусства вместе.

Жиллиса ван Конинкслоо, родившегося в Антверпене, многие исследователи считают пионером пейзажного жанра в искусстве.

Г(ж)иллис ван Конингслоо (1544-1607) — пейзажист нидерландской школы
Г(ж)иллис ван Конингслоо (1544-1607) — пейзажист нидерландской школы

Прошло уже почти 400 лет со дня его смерти, а интерес к его искусству остаётся высоким на многие века.

Ценность и важность картин художника подчёркивал и его современник Карел ван Мандер, написавший своего рода историю фламандского искусства в биографиях.

Ван Конинкслоо был не только художником, но и путешественником, побывал в Париже и Орлеане, объездил Италию.

Будучи одним из членов семьи потомственных художников, он в 1570 году становится "мастером", то есть входит в состав антверпенской гильдии живописцев.

Однако жизнь на родине тяжела из-за обострившейся идеологической и религиозной борьбы. В 1585 году художник вынужден эмигрировать сначала во Франкфурт, а потом в баварский город Франкенталь. Там он встречает целое сообщество нидерландских живописцев-эмигрантов, во главе которых вскоре становится сам.

Десять лет проводит здесь художник и только в 1595 году возвращается в Амстердам.

История жизни ван Конинкслоо очень типична для того времени. Если в первой половине 16 века голландские живописцы переезжали в Антверпен, то во второй половине уже фламандцы едут в Голландию, а вместе с ними туда попадают нововведения фламандской школы живописи.

Ранние годы ван Конинкслоо остаются для всех нас в полной неизвестности. Он был учеником П. ван Альста и Я. Мостарта, создавших формулы красоты на основе произведений Леонардо и Рафаэля.

Несомненное отражение этих формул можно видеть у ван Конинкслоо там, где он берётся за изображение отдельных фигур или сцен.

Самое ранее из дошедших до нас произведений художника - "Суд Мидаса" из Дрездена.

1558 Пейзаж с судом Мидаса (Landscape with the judgment of Midas) Дрезден.
1558 Пейзаж с судом Мидаса (Landscape with the judgment of Midas) Дрезден.

Оно датировано 1588 годом и свидетельствует о прочной связи автора с традициями нидерландского пейзажа начала 16 столетия. Это тот же, что и у Брейгеля, космический пейзаж, с открывающимся бесконечными пространствами, отображающий всё многообразие природной жизни.

1598 Лесной пейзаж (Forest Landscape) Вена, Музей Лихтенштейн
1598 Лесной пейзаж (Forest Landscape) Вена, Музей Лихтенштейн

При этом художник придерживается той цветовой схеме, которая стала наиболее характерной для раннего европейского пейзажа. Он как бы "окрашивает" пространства в три цвета, по мере удаления от переднего плана переходя через коричневые и зелёные цвета к голубому. Схема эта была основана на реальных натурных наблюдениях.

Общество в речном пейзаже (An elegant party in a river landscape) (атр) Частное собрание
Общество в речном пейзаже (An elegant party in a river landscape) (атр) Частное собрание

Но наиболее характерными для зрелого творчества ван Хонинкслоо стали другие произведения - более конкретизированные лесные пейзажи. Вместе с их появлением обрёл силу иной тип отношения к природе. Если раньше художник находился вне её, был лишь объективным свидетелем, а не соучастником, то теперь он как бы живёт внутри природы.

1607 Лесистый речной пейзаж с путешественниками на деревянном мосту (A wooded river landscape with travellers) Частное собрание
1607 Лесистый речной пейзаж с путешественниками на деревянном мосту (A wooded river landscape with travellers) Частное собрание

Широкие пространства, глубокие впадины и бесконечные высоты сменяются лесными опушками, перелесками, полянками. Уходит фантастичность, приходит реальность.

Однако ван Конинкслоо продолжает по традиции вписывать в пейзаж различные аллегорические и мифологические сюжеты и сцены.

В эрмитажной картине с изображением мифа о Латоне и ликийских крестьянах сюжет играет второстепенную роль. Однако художник наполняет всё пейзажное пространство человеческими фигурами, ведя подробный рассказ.

Природа в его пейзажах ещё противостоит человеку, но у художника с ней установились определённые отношения. Её делает он выразителем своих чувств и мыслей. Через несколько десятилетий, в середине 17 столетия, художники станут повеять зрителю свои настроения, переживание через образ природы. Но пока этого ещё не произошло.

Конинкслоо в своих пейзажах делает первые шаги навстречу природе. В этом значение его творчества. Родоначальник пейзажного мастерства.

Влияние Конинкслоо проявилось в творчестве многих нидерландских пейзажистов его поколения - не  только его учеников П.Схоубрука, Д. Винкбонса, А. Говартса, X. Сегерса, но и Ф. ван Валкенборха, X. В. Йоса, X. де Кейнинка, К. ван Мандера, Д. ван Алслота, Яна Брейгеля Бархатного, Э. ван де Велде, а также Р. Саверея.

Читающий отшельник в лесном пейзаже (A hermit reading in a wooded landscape) Частное собрание
Читающий отшельник в лесном пейзаже (A hermit reading in a wooded landscape) Частное собрание

Спасибо вам огромное за внимание и любопытство. Читайте другие статьи про великих мастеров.