Великое европейское искусство дало нам множество великий на мой взгляд художников. Такое количество, что мы с вами и о многих и не слышали. Я расширяю не только свой кругозор в познании художников 16-17 века, но и ваш.
Познаём мир искусства вместе.
Жиллиса ван Конинкслоо, родившегося в Антверпене, многие исследователи считают пионером пейзажного жанра в искусстве.
Прошло уже почти 400 лет со дня его смерти, а интерес к его искусству остаётся высоким на многие века.
Ценность и важность картин художника подчёркивал и его современник Карел ван Мандер, написавший своего рода историю фламандского искусства в биографиях.
Ван Конинкслоо был не только художником, но и путешественником, побывал в Париже и Орлеане, объездил Италию.
Будучи одним из членов семьи потомственных художников, он в 1570 году становится "мастером", то есть входит в состав антверпенской гильдии живописцев.
Однако жизнь на родине тяжела из-за обострившейся идеологической и религиозной борьбы. В 1585 году художник вынужден эмигрировать сначала во Франкфурт, а потом в баварский город Франкенталь. Там он встречает целое сообщество нидерландских живописцев-эмигрантов, во главе которых вскоре становится сам.
Десять лет проводит здесь художник и только в 1595 году возвращается в Амстердам.
История жизни ван Конинкслоо очень типична для того времени. Если в первой половине 16 века голландские живописцы переезжали в Антверпен, то во второй половине уже фламандцы едут в Голландию, а вместе с ними туда попадают нововведения фламандской школы живописи.
Ранние годы ван Конинкслоо остаются для всех нас в полной неизвестности. Он был учеником П. ван Альста и Я. Мостарта, создавших формулы красоты на основе произведений Леонардо и Рафаэля.
Несомненное отражение этих формул можно видеть у ван Конинкслоо там, где он берётся за изображение отдельных фигур или сцен.
Самое ранее из дошедших до нас произведений художника - "Суд Мидаса" из Дрездена.
Оно датировано 1588 годом и свидетельствует о прочной связи автора с традициями нидерландского пейзажа начала 16 столетия. Это тот же, что и у Брейгеля, космический пейзаж, с открывающимся бесконечными пространствами, отображающий всё многообразие природной жизни.
При этом художник придерживается той цветовой схеме, которая стала наиболее характерной для раннего европейского пейзажа. Он как бы "окрашивает" пространства в три цвета, по мере удаления от переднего плана переходя через коричневые и зелёные цвета к голубому. Схема эта была основана на реальных натурных наблюдениях.
Но наиболее характерными для зрелого творчества ван Хонинкслоо стали другие произведения - более конкретизированные лесные пейзажи. Вместе с их появлением обрёл силу иной тип отношения к природе. Если раньше художник находился вне её, был лишь объективным свидетелем, а не соучастником, то теперь он как бы живёт внутри природы.
Широкие пространства, глубокие впадины и бесконечные высоты сменяются лесными опушками, перелесками, полянками. Уходит фантастичность, приходит реальность.
Однако ван Конинкслоо продолжает по традиции вписывать в пейзаж различные аллегорические и мифологические сюжеты и сцены.
В эрмитажной картине с изображением мифа о Латоне и ликийских крестьянах сюжет играет второстепенную роль. Однако художник наполняет всё пейзажное пространство человеческими фигурами, ведя подробный рассказ.
Природа в его пейзажах ещё противостоит человеку, но у художника с ней установились определённые отношения. Её делает он выразителем своих чувств и мыслей. Через несколько десятилетий, в середине 17 столетия, художники станут повеять зрителю свои настроения, переживание через образ природы. Но пока этого ещё не произошло.
Конинкслоо в своих пейзажах делает первые шаги навстречу природе. В этом значение его творчества. Родоначальник пейзажного мастерства.
Влияние Конинкслоо проявилось в творчестве многих нидерландских пейзажистов его поколения - не только его учеников П.Схоубрука, Д. Винкбонса, А. Говартса, X. Сегерса, но и Ф. ван Валкенборха, X. В. Йоса, X. де Кейнинка, К. ван Мандера, Д. ван Алслота, Яна Брейгеля Бархатного, Э. ван де Велде, а также Р. Саверея.
Спасибо вам огромное за внимание и любопытство. Читайте другие статьи про великих мастеров.