Первое воспоминание Светы: она сидит с братиком в шкафу, а в комнате ведутся разборки. Страшно кричит мать, а её отец методично наносит удар за ударом. Затем всё стихает. Дети ждут ещё несколько минут, и бросаются к матери, которая прижимает их к себе и плачет, плачет, плачет. Братик достаёт из холодильника лёд, и мать прикладывает его к избитому лицу. На следующий день, протрезвев, папа избегает смотреть семейству в глаза. Он приносит матери цветы и недорогие пустячки, причём безошибочно покупает то, что понравится матери. Детям - шоколадки и игрушки. Мать ходит в поликлинику и врёт насчёт давления, из-за которого она упала и ударилась. Врач, махнув рукой, оформляет больняк, не пытаясь скрыть презрения, которое мелькает в её глазах. А в комнате родителей ночами напролёт сотрясается кровать....
Их семья не была маргинальной. Мать не пила вообще, а отец - не чаще раза в месяц. После алкоголя он зверел, и тогда доставалось матери, а затем и Ромке, который, немного подрос и стал защищать женщину. Когда мальчику было 13 лет, он вцепился отцу в руки и стал звать на помощь соседей. Озверевший отец избивaл подростка до тех пор, пока тот, ничего не соображая от ужаса и боли, выскочил с балкона со второго этажа. Скорая приехала мгновенно, и ребёнка увезли в больницу. Вместе с ними поехала и мать.
-Рома случайно упал, - сообщала она хирургу. - Заигрался с сестрёнкой и свалился.
Детский хирург скривился как от боли, но промолчал.
Полицейским, которых он вызвал, мать сказала ровно то же самое.
-Я знаю, что вы не имеете права разговаривать с ним без меня. А он сейчас спит, - кричала она на мужчин в форме.
-Права свои вы знаете досконально, - согласился полицейский. - Только об обязанностях с готовностью забываете...
Беседа с Романом ему ничего не дала. Перед приходом полиции с ним успела поговорить мать. Парень сломал несколько рёбер, больше травм не было, поэтому он лежал в общей палате.
-Ромушка, ты уж скажи, что это ты сам упал, - просительно глядя в глаза сыну, умоляла мать. - Убьёт он меня, если ты скажешь, что это он сделал. А вас в детский дом отдадут. Бледный мальчик неподвижно лежал на больничной кровати, безучастно смотря в потолок.
Светлана не знала, что ей делать. Отец вновь стал добрым. Он на коленях умолял дочь его просить, говорил, что его напоили приятели, а сам он вот нисколько пить не хотел. Но девочке было очень страшно. Своим ещё неразвитым чутьём она поняла, что отец в следующий раз может нанести брату больше повреждений. Он же здоровый мужик, а Ромка - худенький подросток. В своё время он очень хотел заниматься борьбой, но мать была категорически против. Туда ходят одни только хулиганы. Хорошему там точно не научат!
Она зашла в социальные сети, и написала бабушке, маминой маме. Мать терпеть не могла своих родителей. Они жили в большом городе, в двух часах езды от их городка. В детстве бабушка и дедушка к ним приезжали, а потом что-то произошло, и они перестали их навещать. Но связь с внуками поддерживала, и всё время приглашали к себе. Отец, который относился к ним ничуть не лучше матери, запретил детям даже думать о поездке.
Пожилая женщина вихрем ворвалась в квартиру. За ней степенно шёл мужчина, следом - ещё один.
-Света, собирайся, ты едешь со мной.
-Без Ромки не поеду, - заупрямилась девочка.
-Твоего брата нельзя сейчас везти. На следующей неделе заберём и его.
-А не слишком ли вы, дорогая мамо, распоряжаетесь в моей квартире? - изумление, вызванное неожиданным приездом тёщи, прошло, и мужчина угрожающе поднялся. - Пошла вон.
-Очень хорошо, - спокойно сказала тёща, - Тогда я тебя посажу. За причинение тяжкого вреда здоровью ребёнку. Срок немаленький.
-Мама, что ты несёшь? - взорвалась дочь. За семейные разборки не посадят. Я скажу, что он сам выпрыгнул, доказать ничего не сможете. Убирайтесь отсюда.
-Посадят, особенно, если держать дело на контроле. Мальчик скажет, что ты его выбросил. Условкой не отделаешься. А уж мы постараемся не дать спустить дело на тормозах. Я уже была в больнице и как следует поговорила с врачами и с внуком. Дети едут с нами. Или мы идём в полицию.
-А что же сейчас не пошла? - издевательски спросил мужчина.
-Потому что тебя посадят. Но! Опека заберёт детей, и не факт, что нам разрешат их взять к себе. Только поэтому мы с вами разговариваем. Ну как? Что выбираете?
-Я тебя ненавижу, гадина, - прошипела мать. В её облике не осталось ничего человеческого.....
Кошмары дети перестали видеть только через год. Бабушка и дедушка делали всё, чтобы дети забыли всё, что происходило в отчем доме. Они наконец то избавились от привычки с тревогой прислушиваться к шагам за дверью. Став чуть постарше, Света спросила у бабушки о том, что не давало ей покоя.
-А почему она с тобой так редко виделась? Светлана перестала произносить слово "мать" в разговоре.
-Потому что мы не приняли её мужа, а она нам этого не простила. Любила она его очень, да и сейчас любит. Хотя слово "любовь" здесь неуместно. Возможно, в этом и наша вина есть. Не знаю. Мы старались уделять ей внимание, растили её с любовью, она была в молодости настоящей красавицей, могла выйти замуж за любого приличного парня, но нашла того единственного, кто избивал её. Ей никто не мешал развестись, мы умоляли это сделать. Так она сказала, что мы мешаем её счастью, и прекратила с нами общение, - горько сказала пожилая женщина. - А мы ведь дали ей высшее образование, мечтали, что она выйдет замуж за хорошего мужчину. Но это ладно, любишь, и чёрт с тобой, не могу понять, почему она не отдала нам вас, мы постоянно просили. Видели же, что представляет собой её любимый....
Мать позвонила только один раз. Попав в больницу с переломами. В полиции не поверили, что она "ударилась", да и соседи, которым надоели постоянные скандалы, молчать не стали. Любимому мужу, который на этот раз превзошёл сам себя, дали условный срок. Перед судом мать требовала денег у родителей, чтобы нанять хорошего адвоката. Родители просили больше им никогда больше не звонить, но она названивала детям, обвиняя их в том, что из-за них их отец стал пить чаще.
Видимо, мать нашла-таки деньги, либо суд учёл, что мужчина ранее не привлекался, потому что ему дали условный срок, хотя мать провела в больнице больше месяца, и повреждения тянули на тяжкий вред здоровью.
Светлана вышла замуж поздно, а брат, с которым она сохранила замечательные отношения, и вовсе решил никогда не связывать себя узами брака. Они никогда не приезжали к родителям, так как ужасные воспоминания детства никуда не делись, и они не хотели приобретать новые. Им было достаточно тех, что уже были. Бабушка водила их к психологу, и занятия с ним помогло справиться с чувством вины. Став постарше, они справлялись с ним уже сами.
На свадьбе почётное место заняли бабушка и дедушка. Новоиспечённый муж был в курсе, что родителей у жены нет, и поднял тост за дедушку и бабушку, которые заменили Светлане родителей.
Светлана была уверена, что смогла полностью вытравить из себя мать, и никогда не повторит её судьбу. Её дети будут расти в крепкой и по-настоящему любящей семье!