В Святом Писании не так часто встречаются оценки людей, содержащие повышенную эмоциональную окраску.
Даже когда эта оценка негативная, то, как правило, подбираются нейтральные в эмоциональном плане термины, видимо, потому чтобы не производить впечатление необъективности и пристрастности.
Тем важнее присмотреться к тем случаям, когда такие оценки людей все-таки содержатся.
Это те ситуации, когда по-другому выразиться – значит, ослабить изначальный эмоциональный посыл, содержащий в себе возмущение и принизить истинность и оправданность подобного возмущения.
Давайте рассмотрим один подобный пример, содержащийся в посланиях апостола Павла.
Он называет определенную категорию людей «гнусными», причем, что интересно, по географическому признаку (не по национальному!).
Вот как он описывает жителей острова Крит:
«Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
Не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу». Тит. 1.16.
То, что это именно географическая характеристика людей, а не национальная подтверждается текстом, где до этого упоминаются «обрезанные».
То есть живущие на Крите иудеи стали такими, какими описывал некогда его жителей некий стихотворец и теперь обличает апостол Павел. Упоминание об «Иудейских баснях» только подтверждает это утверждение.
Значит, по тексту выходит, что большинство живущих на Крите людей, как природные его жители (эллины), так и поселившиеся там иудеи стали вот такими – «гнусными»: лжецами, злыми, ленивыми…
Однако термин «гнусные» употреблен уже в самом конце данного Евангельского отрывка и должен подчеркнуть какую-то особую людскую непотребность.
Присмотримся к последнему стиху:
«Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу».
Именно в этой характеристике и описана главная «гнусность».
В чем же она заключается?
- говорят, что знают Бога, а делами отрекаются.
Одним словом это называется лицемерие.
Когда человек провозглашает одно, а делает совсем другое. Этот грех, как известно больше всего обличал Иисус Христос в своих оппонентах – фарисеях и книжниках.
Те, как известно, считали и провозглашали себя детьми Авраама, детьми Божьими, но при этом убивали посылаемых к ним от Бога пророков и, в конце концов, убили и Самого Сына Божьего.
- непокорны.
Еще одна характеристика «гнусности».
Непокорность иудеев в свое время больше всего досаждала и удручала Моисея и едва не привела к уничтожению этого народа Самим Богом.
Но – увы! – она никуда не делась. И не могла деться, ибо происходила от внутренней гордыни и сознания «богоизбранности».
Именно эта внутренняя гордыня, слепая к собственным прегрешениям и только возмущаемая обличениями Иисуса Христа, способствовала Его распятию.
И наконец, последняя характеристика гнусности:
- неспособны ни к какому доброму делу.
Казалось бы – иудеи хранили Писание, построили Иерусалимский храм – разве это все не «добрые дела»?
Увы – оказалось, что нет.
Несмотря на Писание и доскональное Его знание – не захотели признать, что перед ними предсказанный тем же самым Писанием Мессия.
Несмотря на Иерусалимский храм – разрушили «Храм» Тела Того, в честь Кого этот храм и был воздвигнут и Кто назвал его «домом» Своего Отца.
Вот это все и есть квинтэссенция «гнусности»!
Казалось бы – все это давняя двухтысячелетняя история, к нам имеющая небольшое и чисто познавательное отношение.
Но это не так. Давайте присмотримся к современной России и нашим современникам.
А не содержим ли мы те самые признаки «гнусности», которые так четко и на века были зафиксированы Священным Писанием?
Итак, первый признак – говорить о знании Бога, а делами отрекаться.
Большинство современных русских назовут себя «православными христианами». Как же, как же – крещены, крестики у многих на груди, и куличики на столах на Пасху…
Но стоит только присмотреться к делам – и все становится на свои места.
Большинство дел – в услужении не Богу, а мамоне. Деньги, деньги, деньги…. Успех и комфорт – вот идолы современных россиян, вот ради чего мы стараемся и живем, вот суть, цель и направленность большинства наших «дел».
И при этом называем себя «православными». Но в воскресенье – в храмах меньше процента этих самых «православных».
Ну что – разве не про нас? «Знаем» Бога, а делами отрекаемся.
Второй признак гнусности – непокорность.
Разве мы покорны священному Писанию и заповедям Божьим? Разве мы соблюдаем заповеди о почитании Бога, разве мы гнушаемся прелюбодеяния, воровства, лжи, зависти?..
Разве мы покорны Матери Церкви, зовущей нас в свое лоно и призывающей не оставлять ее?
Ну и наконец третий признак – неспособность ни к какому доброму делу.
Опять все про нас.
Храмов и золотых куполов все больше, а живой веры все меньше. Иудеи двухтысячелетней давности построили Иерусалимский храм, но распяли Того, Кому этот храм был воздвигнут.
Точно так же и мы – воздвигаем храмы и золотим купола, а в своих душах распинаем Того, в честь Кого эти храмы построены – Иисуса Христа.
Увы, увы, увы – нам!.. Мы и есть те самые лицемеры, гнусность которых так четко обличал и Иисус Христос, и апостол Павел.
Ничего не изменилось. Современная Россия – это Иудея времен Иисуса Христа.
Такая же лицемерная и – увы! – гнусная!..
Однако же – Бог поругаем не бывает.
Вспомним, что произошло и Иудеей того времени. В 70-м году пришли римляне и не оставили в ней камня на камня, а народ поубивали и продали в рабство.
Не ждет ли нас точно такая же участь?