Один из самых известных советских автомобилей – ГАЗ-АА. Или как его прозвали в народе – «полуторка». Первые автомобили этой марки были точной копией американского грузовика Ford Model AA. И выпускались по лицензии.
Постепенно грузовик адаптировали под отечественные условия. А Горьковский автозавод поставил сборку машин на поток. В 1932 году выпускалось уже 60 единиц техники в сутки, но пока еще из американских комплектующих. С 1933-го «полуторку» собирали уже из советских деталей.
В 1938-ом грузовик модернизировали. Он получил новое рулевое колесо, кардан, подвеску, а главное – бензиновый двигатель ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с. Одновременно велись работы над созданием автомобилей, работающих на газе. Так появилась газогенераторная модификация «полуторки» – ГАЗ-42. Машины выпускались на том же Горьковском заводе в период с 1939 по 1946 год.
Так бы все и тянулось, но тут началась война. Немцы быстро продвигались вглубь страны, и уже в сентябре 1941 года в блокадном кольце оказался Ленинград. Единственной ниточкой, связавшей город с «большой землей» стала «Дорога жизни» – маршрут, проложенный по Ладожскому озеру. Летом там шли баржи, а зимой – маленькие «полуторки».
В городе быстро закончился хлеб, ощущалась острая нехватка топлива. Тогда-то и приняли решение перевести часть грузового автопарка города с жидкого на твердое топливо. Так на обычную полуторку ГАЗ-АА начали устанавливать газогенераторные системы. До войны такие модификации тоже встречались, но были скорее единичными.
Пригодились и серийные ГАЗ-42, которые в обычной жизни особой популярности не получили. Так вот и вышло, что почти 70% всех газифицированных машин оказались в Ленинграде. Но и в тылу грузовики по возможности переходили на газ, отдавая львиную долю топлива фронту.
Как работает газогенератор?
Бытует мнение, что «полуторки» могли ездить на чем угодно. Мол, туда можно и хвороста накидать, и торфяных брикетов лишь бы горело. Но это далеко не так. Для машины годились сухие чурки определенного размера. И лучше березовые. В крайнем случае – сухие сосновые шишки. ГАЗ-43 работал на угле.
В общем случае действие газогенератора выглядело следующим образом. Чурки сгорали в топке с выделением CO (угарного газа). Газ собирался в накопителе, а затем по трубам поступал в охладитель, расположенный под рамой грузовика. Затем газ очищался от твердых примесей и только потом шел в смеситель – аналог карбюратора.
Главная проблема состояла в создании тяги. В рабочем состоянии двигатель сам тянул газ из накопителя. Но как быть при запуске? Для создания искусственной тяги использовался электрический насос, который стоял перед смесителем. Но чаще двигатель запускался на бензине. Тут применялся смеситель, совмещенный с карбюратором, который допускал кратковременную работу на жидком топливе. И даже в этом случае на запуск двигателя уходило до 15 минут.
Вся эта конструкция требовала регулярной чистки и постоянно страдала от негерметичности. Много хлопот доставлял конденсат. К тому же газогенераторы были пожароопасны, весили от 300 до 500 кг. И все равно не могли обеспечить достаточную для грузовика мощность. Чаще всего ее значения колебались от 30 до 50 л.с. Максимальная скорость таких машин составляла 40-50 км/ч. Помимо тяжелого газогенератора грузовик нес запас дров для дозаправки в пути.
Никакой выгоды такая установка не давала, поэтому и особого распространения не получила. Единственное преимущество этой техники – уверенная работа в условиях топливного дефицита. Тут грузовики на дровах оказались незаменимы.
«Полуторка» пережила еще множество модификаций. В 1939-ом выпускались модели на сжатом природном газе. С 1938 по 1942 годы выходила серийная полугусеничная техника. До 1955-го – санитарный автомобиль.
Благодаря своей неприхотливости машины буквально вывезли на себе войну, много работали на фронте и в тылу. Кроме газа и бензина «полуторки» спокойно потребляли керосин и даже лигроин. В послевоенное время грузовики участвовали в восстановлении страны.
Сегодня на Румболовской горе в Ленинградской области установлен мемориал «полуторке» – «Памятник машине-солдату». Еще несколько монументов находятся в Белгороде, Нижнем Новгороде и других городах России.
Изображения легендарных грузовиков неоднократно печатались на почтовых марках, как в советский период, так и в настоящее время.
#авто #грузовикиссср #история #блокада