Часто читаю в комментариях о какой-нибудь травмирующей ситуации: а вот я... А вот мы... А пережили, да ничего страшного, только сильнее стали. Смешно, ей Богу.
Сразу насчет «стали сильнее». Это знаменитое выражение Ницше следовало бы продолжить: ...потому что все слабые исчезли.
Никогда ничего не бывает «благодаря» травме. Только вопреки! Те, кто пережил, должны благодарить генетику и вовремя оказанную помощь. Часто помощь была случайной, и не то, чтобы направленной на решение травмирующей ситуации. Доброе слово учительницы, которая говорила, что ты умный, и все получится. Сосед, который, идя в поход со своими детьми, брал с собой и тебя.
О тех, кто не получил такой поддержки, и генетически не обладал силой духа, о них мы никогда не узнаем. Они тихо исчезли, не пережив. Воспоминания о них можно найти в историях наркологических диспансеров и милицейских сводках.
Читая о тех, кто «вопреки», создается впечатление, что так могут все. Нет, только малая часть, увы. Травма – это русская рулетка. Как повезет.
О тех, кто не смог, просто не пишут. Так же, как и о разорившихся бизнесменах. Хотя, на мой взгляд, нужно писать именно о них – чтобы анализировать ошибки. «Ошибки выжившего». Также и с травмой. Пишут о сильных, которые «вопреки». Кто смог и преодолел.
Никого не удивляет, что все по-разному переносят последствия хирургической операции.
Кто-то быстро идет на поправку, никаких рубцов, восстановление, активность – как и не было ничего. А кто-то подхватит заражение крови, обострятся какие-нибудь аутоиммунные заболевания, восстановление долгие годы занимает.
Как так? Одна и та же операция – такие разные последствия.
А вот так. Русская рулетка, хотя старались, конечно, все предусмотреть.
Вот и травма – русская рулетка. Кому-то везёт.