Найти тему

Побег в болезнь

Может ли гастрит стать признаком шизофрении?

Лицо Диминой мамы выражало раздражённое недоумение. «Мы посетили психиатра только по совету нашего школьного психолога. Он сказал, это формальность, нужно что-то исключить. У него просто болит живот, причём здесь психиатрия, не нужно нам никакого лечения».

Нам – это четырнадцатилетнему сыну Диме, только что прошедшему диагностику, которая выявила у него симптомы шизофрении. Учитывая, что Дима в течение трёх месяцев безуспешно лечится от болей в животе, прошёл все необходимые исследования, не показавшие никакой патологии, – услышать такое, правда, странно и даже возмутительно. Отсюда и реакция матери – раз болит живот, ищите гастрит или аппендицит, какая шизофрения? Однако, только на одном симптоме поставить такой диагноз невозможно. В данном случае клиническая картина была разнообразнее, что и позволило доктору уверенно сделать вывод о дебюте шизофрении.

Итак, восемь месяцев назад поведение Димы резко изменилось. Он перестал общаться с друзьями, с неохотой ходил в школу. Свободное время проводил в одиночестве, за компьютером, ходил всегда в одной и той же толстовке, всё реже мылся. Не шёл на контакт даже с домашними. Поначалу мать думала, что сын поругался с друзьями, решила для себя – не вмешиваться, разберутся сами, не маленькие. Потом Дима заболел. Стало повышаться давление, из-за головной боли ему приходилось уходить с уроков, всё чаще оставаться дома, успеваемость упала. В школе забили тревогу, встал вопрос об аттестации за полугодие. С давлением справились, выровняли. Головная боль ушла, и пару месяцев Дима, казалось, был здоров, пока не начались боли в животе, которые усиливались утром перед школой. Подключили школьного психолога, который сразу понял, что дело вовсе не в гастрите.

Пока мать рассказывала историю доктору, Дима был безучастен, погружён в себя, будто его это не касалось. Изредка зло усмехался, будто реагируя на какую-либо мысль в своей голове. Мать была в отчаянии, поверить в диагноз ей было невозможно. «Ни у кого в роду не было такого!» На самом деле биологическая, в том числе и генетическая, составляющая в возникновении шизофрении важна, но она не единственная. Стресс, обстановка в семье вносят свой вклад в развитие болезни. Неблагоприятные условия психологической среды в отношениях с близкими могут спровоцировать развитие начальной стадии шизофрении. Патология во взаимоотношениях негативно влияет на эмоционально незрелую, формирующуюся личность ребёнка, закрепляет искажённую картину мира и защитные реакции, с помощью которых он пытается адаптироваться к стрессовым ситуациям.

Выяснилось, что отец Димы обладал авторитарным характером, был жесток к своим домашним, агрессивен, нередко поднимал руку на мать при сыне, после запрещая тому подходить и помогать ей. Любое проявление эмоций считал слабостью и «немужским» поведением, жёстко наказывал за это: надолго запирал в комнате одного без еды и телефона. В то же время матери было запрещено подходить к сыну. При этом отец постоянно требовал от обоих доказательств любви и уважения к себе. Мальчик просто не мог понять, когда его любят, а когда нет, и что он должен делать, чтобы не быть наказанным.

-2

Если поначалу противоречивые послания вызывали острую эмоциональную реакцию, истерики и неадекватное поведение, со временем он перестал демонстрировать какие-либо эмоции вообще, замкнулся, отстранился, погрузился в себя, где чувствовал себя безопасно. Пока тело болью в животе не заявило о том, что ему требуется спасение.

Диме повезло. Болезнь не была запущена, врачи вовремя среагировали, назначили лечение. Параллельно шла работа по изменениям условий в семье, проведено шесть сеансов психотерапии, в том числе и семейная с отцом. Позже мать поделилась с доктором своим решением расстаться с мужем. Через месяц после выписки Дима пришёл на приём к доктору другим человеком, он осознанно отвечал на все вопросы, адекватно реагировал на замечания доктора. Охотно рассказывал о себе: боли больше не мучают, он снова стал ходить в школу, подтянул успеваемость, восстановил отношения с друзьями. Говоря об этом, Дима улыбался. Он был спокоен, снова был собой.

_________________________________

Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.