Найти тему

Дополнительные критерии диагностики психических расстройств. Часть 1

Оглавление

В статье обоснованы перспективы использования особенностей разномодальных семантик, составляющих речевое поведение и характера их взаимодействий в качестве дополнительных диагностических критериев психических расстройств.

Разномодальные семантики речевого поведения, их особенности и характер взаимодействия как дополнительные критерии диагностики психических и поведенческих расстройств

Автор статьи: Игорь Викторович Ганзин, доктор медицинских наук по специальности «Психиатрия», доцент по специальности «Медицинская психология», врач-психиатр высшей квалификационной категории, врач-психотерапевт.

В процессе диагностики врач-исследователь выявляет, описывает, интерпретирует совокупности отдельных особенностей психической и поведенческой активности пациента, сопоставляя их с существующими исследовательскими и диагностическими критериями, согласно действующим классификационным рубрикам, в данном случае МКБ-10.

Классификационная система по своей сути эволюционна и предполагает существование ряда рубрик, заполняемых и уточняемых в ходе исследовательской и диагностической работы. Для того, чтобы некий выявляемый и описываемый психический или поведенческий феномен мог расцениваться как диагностический критерий, он должен удовлетворять следующему ряду требований:

1) воплощать в себе регулярность изменений какого-либо свойства или признака, достоверно отличающихся как от показателей здоровых лиц, так и от других видов патологии;

2) органично объединять сопоставленную динамику биологических, социально-психологических и личностных особенностей больного;

3) не противоречить существующей диагностической парадигме, т.е.: быть объяснимым с точки зрения современных концепций этиопатогенеза и диагностики психических расстройств, коррелировать определенным образом с другими диагностическими критериями, с учетом эволюционной динамики конкретной формы патологии, особенностей данного этапа онтогенетического развития, культурологических черт и индивидуальных характеристик конкретного больного;

4) статистически подтверждаться на достаточно больших выборках, в т.ч. в ходе транскультуральных исследований.

Рассмотрим с этих позиций комплексный анализ особенностей речевого поведения при психической патологии.

Речевое поведение человека является сложным феноменом, органично воплощающем в себе социально-психологические – отражение в вербальном компоненте особенностей мышления и когнитивной деятельности в целом и биологические черты – в особенностях кинетической и просодической семантик.

Как уже отмечалось нами ранее, речевое поведение и сама его концепция являются по своей сущности эволюционными, так как составляющие его семантики представляют собой различные этапы филогенетического и онтогенетического развития комплекса коммуникативных способностей и, в первую очередь, – речи, репрезентирующей мышление. Речевое поведение воплощает в себе и отражает всю коммуникативную деятельность человека как в норме, так и при различных видах патологии.

Учитывая указанные выше особенности, описание речевого поведения невозможно уложить в рамки только медицинской биологической парадигмы и, поэтому, наша концепция речевого поведения представляет собой новый подход, в котором биологическое представление о речи и поведении соединяется с лингвистической парадигмой.

Применение лингвистического анализа является, на наш взгляд, весьма удачным, поскольку он позволяет осуществлять как целостный семиотический анализ не только особенностей речевого поведения, но и клинической динамики самого психопатологического расстройства, так и проводить отдельные изощренные виды лингвистических исследований, изучая тот или иной аспект вербального компонента речевого поведения.

Использование лингвистических подходов сопряжено с определенными сложностями, поскольку, во-первых, требует дополнительного изучения многих разделов языкознания в рамках единой концепции; во-вторых, кропотливого анализа всех попыток разрозненного применения отдельных аспектов лингвистической науки в пограничных областях (психология, нейролингвистика, нейропсихология, медицина и т.п.) и, в третьих, с учетом приоритетности установления клинических корреляций с многочисленными лингвистическими данными.

Особенности речевого поведения изучались нами в тесной связи с клиническими характеристиками больных, разбитых на различные исследуемые группы с верифицированными и однозначными диагнозами отражающие рубрики, наиболее часто встречающиеся в практике врача-психиатра: органические психические расстройства, шизофрения, острые шизофреноподобные психотические и другие расстройства рубрики F2; аффективные расстройства настроения; невротические и соматоформные расстройства.

Для того, чтобы иметь возможность проследить онтогенетические особенности речевого поведения, последняя группа включала в себя пациентов детского возраста. А для получения представления о характеристиках речевого поведения в норме и сопоставления их с исследуемыми группами больных, нами изучалось речевое поведение здоровых лиц, как взрослых, так и детей. Полученные в результате исследования данные, как отдельные характеристики, так и общие закономерности опираются на яркие качественные отличия и статистически достоверные показатели.

С учетом вышесказанного, нам представляется возможным рассмотрение наиболее общих и значимых особенностей речевого поведения в качестве дополнительных диагностических критериев психических и поведенческих расстройств в исследуемых группах больных, нуждающихся, впрочем, в дальнейшем изучении и проверке в ходе практической деятельности.

Представим наиболее значимые особенности речевого поведения при основных видах психической патологии в качестве дополнительных диагностических критериев.

Диагностические и исследовательские критерии речевого поведения при психических расстройствах

F0. Органические психические расстройства

Для речевого поведения при органических психических расстройствах характерно нарастание признаков структурно-функционального упрощения и смыслового выхолощения разномодальных семантик, его составляющих, утрата специфичности взаимодействия и разрушение связей между отдельными каналами коммуникации, что ведет к постепенному распаду речевого поведения как функциональной системы.

Наиболее значимыми особенностями разномодальных семантик являются следующие:

Кинесическая семантика:

  • значительное снижение динамики кинесических показателей по всем трем каналам: мимики, жестов и поз;
  • уменьшение семантического разнообразия кинесических признаков в отражении вербальной информации, преобладание показателей, указывающих на субмиссию, уменьшение специфической энергии действия, регрессивное смещение активности на фоне значительного семантического обеднения;
  • наиболее выражены указанные изменения в мимическом, а, затем, в жестовом каналах, что не специфически компенсируется позным каналом и отражает распад кинесической семантики в соответствии с этапами ее филогенетического развития.

Просодическая семантика:

  • смысловое обеднение и функциональное упрощение динамики основных просодических показателей, утрата связей просодики с особенностями ведущего психопатологического синдрома и эмоциональным контекстом сообщения;
  • преобладание признаков, указывающих на регресс просодики и органическое поражение головного мозга.

Признаки, указывающие на регресс просодики и органическое поражение головного мозга:

  • упрощение и обеднение интонационных характеристик, их стереотипный характер, монотонность речи;
  • увеличение количества и продолжительности пауз, в т.ч. семантически и синтаксически не обоснованных;
  • нарастание фонационно-артикуляционной дисфункции: нарушения дикции, нечеткость и неразборчивость звучания речи, увеличение количества нечленораздельных звуков и звуков без словесного оформления, утрата мелодичности речи, прерывистость, интенсификация согласных звуков;
  • стереотипность и неспецифичность ведущих модальностей.

Вербальная семантика:

  • Психосемантические особенности:
  • снижение речевой активности, утрата способности к монологической речи;
  • упрощение, обеднение, фрагментированный характер субъективной картины окружающего мира и самосознания;
  • выхолощенность основных психосемантических пространств, нарушение и отсутствие взаимодействий между ними;
  • преобладание регрессивных форм достижения компенсации состояния при тенденции к упрощению и неполноте внутренней картины болезни.
  • Психолингвистические особенности:
  • увеличение количества речевых ошибок, главным образом, повторов, пауз без семантико-синтаксического обоснования и нарушений дикции, что отражает утрату речевого самоконтроля, снижение когнитивной активности и необратимые нарушения всех уровней системы речепорождения;
  • изменения психолингвистических показателей указывают на обеднение лексико-семантической группы прилагательных, что является этапом распада речи и нарастающую дезадаптацию во всех сферах жизнедеятельности индивида.
  • Семантико-синтаксические особенности:
  • снижение показателей информативной плотности и новизны текста;
  • структурно-функциональное упрощение текста, увеличение количества регрессивных синтаксических форм.
  • Семантико-прагматические особенности:
  • нарастающий коммуникативный гипопрагматизм;
  • ослабление взаимосвязей между компонентами речевых актов, вплоть до полного разрушения структуры последних.

Указанные особенности речевого поведения нарастают по своей выраженности от неврозоподобных к органическим психотическим расстройствам и достигают максимума при дементных состояниях, отражая степень органического поражения головного мозга.

F2. Шизофрения, шизоаффективные, бредовые и острые шизофреноподобные расстройства

Речевое поведение в данной группе характеризуется диссоциированным характером взаимоотношения разномодальных семантик, выраженность и обратимость которого определяется особенностями течения и давностью психического расстройства. Содержание разномодальных семантик определяется двумя компонентами: отражением психотических расстройств и специфическими чертами, характеризующими биологическую сущность болезненного процесса.

Кинесическая семантика:

  • снижение динамики и уменьшение информативности кинесических показателей по мере течения болезненного процесса и нарастания дефицитарных расстройств;
  • отражение, дополнение и уточнение болезненных переживаний и связанных с ними аффектов, в том числе диссимулируемых: агонистическое поведение, агрессивность, высокий уровень тревоги и неискренность;
  • признаки диссоциации как в рамках одного канала (мимические диссоциации), так и в структуре кинесики в целом (несогласованность семантик мимики, позы и жеста);
  • нарастание субмиссивно-статичных признаков, стереотипий, низкоспецифичных и семантически недифференцированных характеристик, указывающих на снижение специфической энергии действия и отдельные регрессивные черты.

Просодическая семантика:

  • отражение, уточнение и дополнение болезненных переживаний и связанных с ними аффектов;
  • специфичность расстройств данной группы отражает микрокататонический просодический синдром, имеющий обратимый характер при острых расстройствах и нарастающий, по мере увеличения выраженности негативной психопатологической симптоматики.

Просодические характеристики микрокататонического просодического синдрома:

  • бедность, стереотипность, и семантическая выхолощенность интонации, дисгармоничный и несоответствующий характер ее динамики и изменений ведущих модальностей;
  • прерывистость и утрата мелодичности в силу выраженных нарушений дикции, главным образом, – диспрозодии, вычурный характер акцентирования и интонирования;
  • заполнение пауз нечленораздельными звуками и звуками без словесного оформления;
  • низкая динамика основных паралингвистических характеристик в узком диапазоне;
  • по мере нарастания психического дефекта в просодике появляются органические стигмы и регрессивные признаки, усиливается диссоциация семантик.

Вербальная семантика:

  • Психосемантические особенности:
  • интравертированный характер коммуникативной активности;
  • диссоциация психосемантических пространств по функциональной сложности и наполненности;
  • сложный и динамичный характер субъективной картины окружающего мира и самосознания, зависящий от клинических характеристик расстройства;
  • преобладание регрессивных механизмов психологической защиты;
  • наличие феномена вторичной прогрессирующей алекситимии.
  • Психолингвистические особенности:
  • при острых расстройствах преобладают коррекции и фальстарты, при дефицитарных – речевые ошибки представлены повторами и нарушениями дикции. Речевые ошибки при острых расстройствах отражают насыщенность продуктивной психопатологической симптоматики, конкурирующие тенденции и высокий уровень диссимуляции; при хронических – семантическое обеднение и поражение подкорковых структур, находящих свое отражение на соответствующих уровнях системы речепорождения;
  • психолингвистические показатели характеризует экспансивность болезненных переживаний, уровень дезадаптации, наличие регрессивных семантических структур и определяются клиникой психического расстройства и этапом динамики.
  • Семантико-синтаксические особенности:
  • наличие семантико-синтаксической диссоциации и высокой новизны текста, ведущих, с одной стороны – к уменьшению семантической полноты и информативной плотности и, с другой, – к структурно-функциональному усложнению текста сообщения;
  • полипредикативность и увеличение предикативной сложности текста;
  • нарастание признаков семантико-синтаксического регресса по мере нарастания дефицитарных расстройств.
  • Семантико-прагматические особенности:
  • широкий спектр проявлений коммуникативного прагматизма, включающий полипрагматизм, неадекватные коммуникативные модели и гипо- (а-) прагматизм;
  • наличие иллокутивно-перлокутивной диссоциации в структуре речевых актов, углубляющейся, по мере хронизации болезненного процесса, вплоть до дезинтеграции.
-2

Подробнее о семинаре - https://bk.associationcbt.ru/profiling_in_psychotherapy?utm_source=vk&utm_medium=besplatno&utm_campaign=verification_and_profiling&utm_content=post&utm_term=announcement