Турция помогает России преодолевать санкции Запада и обходить торговую блокаду — пишет в своём материале информагентство Bloomberg.
Согласно данным турецкой государственной службы статистики, в январе-июне объём турецкого экспорта в РФ достиг почти 3 млрд долл (максимальный объём за последние 8 лет). При этом речь не только о традиционных поставках продовольствия, одежды и обуви.
Bloomberg со ссылкой на министр транспорта Турции Адиля Караисмаилоглу пишет о взрывном росте поставок автомобилей в Россию (+58% за январь-апрель к аппг). Отметим, что хотя причиной этого наверняка стала военная операция (и остановка автомобильных заводов в РФ), товары по этим кодам ВЭД («Машины, оборудование и транспортные средства») активно поставлялись в Россию и в прошлом году: 32,3% от всего объёма импорта (2 из 6,23 млрд долл).
Т.е. нельзя сказать «западные бренды остановили заводы — теперь покупаем в Турции». Покупали и раньше.
С другой стороны, в российско-турецкой торговле 2022 года действительно есть примеры контрактов, которые можно назвать помощью в преодолении санкций. Наиболее яркий — анонсированная поставка плавучей электростанции для «Арктик СПГ-2» турецкой Karpowership.
Ранее проблемой энергообеспечения проекта занималась Baker Hughes, однако в июне компания вышла из проекта (ранее она, а также весь прочий американский и европейский нефтесервис, перестали обслуживать нефтедобычу).
Поскольку речь идёт об электростанции мощностью 400 МВт (и это только для первой линии завода, а на очереди ещё 2), подобрать замену — действительно нетривиальная задача. И без помощи Karpowership у НОВАТЭК выбор был небогатый: договариваться с властями Уральского федерального округа о переброске мощностей/и строительстве станций для «Арктик СПГ-2» либо замораживать проект.
Был ещё вариант заказать плавучие АЭС у «Росатома». Но тогда пришлось бы становиться в очередь за Якутским СПГ и Баимским ГОКом и ждать несколько лет.
Стоит заметить, что, как и в случае с импортом автомобилей, РФ не начинала покупать электростанции в Турции только из-за СВО: импорт по коду «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» за прошлый год — 981 млн долл (в 2020-м — 724 млн).
«Арктик СПГ-2» и Karpowership — зримый пример сотрудничества и преодоления санкций в нефтегазе. Однако слухи говорят о большем.
По данным The Washington Post, во время переговоров Владимира Путина и Реджепа Эрдогана в Сочи со стороны РФ звучало предложение покупки долей в турецких нефтеперерабатывающих проектах и нефтяных терминалах. Что, в теории, позволит обходить эмбарго ЕС — если только Турция в ответ не нарвётся на вторичные санкции.
Впрочем, даже если нефтегазовые российские компании не войдут в капитал турецких, итоги встречи в Сочи говорят о том, что есть и другие пути. Среди озвученных планов — довести товарооборот до 100 млрд долл (33 млрд в 2021 году).
Со стороны России сделать это несложно — достаточно продавать в Турцию больше нефти и газа (что уже происходит по информации того же Bloomberg). Но это означает, что отрицательное сальдо в торговле с РФ будет расти ещё сильнее (почти 27 млрд долл в 2021 году). Частично Турция сбалансирует его продажей нефтепродуктов (и газа?) в ЕС. Ещё немного — за счёт традиционных статей. А вот остальное можно перекрыть реэкспортом подсанкционных товаров и услуг.
По крайней мере, такой шаг был был логичен, Турция также заинтересована в этом. Согласно прогнозу МВФ, турецкая лира в 2022 году станет одной из самых слабых валют мира — инфляция превысит 60%. Причина — постковидный кризис и спад туристической отрасли, из которого турецкая экономика никак не выберется.
Но тут СВО и антироссийский настрой Запада дают шанс поправить дело.
#турция #россия #экономика #торговля