Найти в Дзене
ALFAVIT

V10 от BMW: «формульная» легенда

Для сезона Формулы 1 1995 года Международная автомобильная федерация (FIA) ввела новый набор правил, ограничивающих рабочий объем двигателя до 3,0 литров.

Производители могли свободно использовать агрегаты V8 или V12, но быстро стало очевидно, что наилучшее соотношение мощности к весу обеспечивают двигатели V10. Эти безнаддувные силовые установки могли крутиться до колоссальных 20 000 об/мин и выдавать более 800 л.с. – все это при оглушительном пронзительном звуке.

Эта замечательная эпоха, в которой доминировали Михаэль Шумахер и Ferrari , закончилась в 2005 году, когда были введены 2,4-литровые двигатели V8.

В 2000 году, всего через год после победы в гонке «24 часа Ле-Мана», BMW вернулась в Формулу-1 в качестве поставщика двигателей для команды сэра Фрэнка Уильямса.

Это сотрудничество продлилось в течение следующих пяти сезонов, и, хотя оно не принесло никаких трофеев, оно вдохновило подразделение Motorsport на создание единственного разрешенного для использования на дорогах V10.

Двигатель S85B50
Двигатель S85B50

В середине 2000-х подразделение также работало над высокопроизводительными версиями новой 5-й серии E60 и возрожденной 6-й серии в кузове E63.

Вместо того, чтобы взять существующий двигатель BMW и усилить его, как они делали в прошлом со всеми другими моделями под маркой M - инженеры решили создать его с нуля, используя уроки, извлеченные при разработке «формульного» мотора.

BMW M5 (E60)
BMW M5 (E60)

Новый впечатляющий двигатель, получивший название S85B50, стал первым серийным мотором BMW V10. S85 имеет два верхних распределительных вала с четырьмя клапанами на цилиндр и двойным VANOS (изменяемые фазы газораспределения).

Блок цилиндров и головка блока цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава. Рабочий объем 4 999 куб.см. Пиковая мощность составляет 500 л.с. при 7 750 об/мин, крутящий момент 520 Нм при 6 100 об/мин. Масса мотора 240 кг.

-4

В качестве средства смазки двигателя в S85 использовалась система смазки с “квазисухим” картером с двумя масляными картерами (один больший и один меньший с общей емкостью 9,3 литра).

Масло из малого маслосборника подается в главный (больший) с помощью электронных продувочных насосов.

BMW M6 (E63)
BMW M6 (E63)

S85 довольно крепкий мотор и имеет ресурсы для форсировки, начиная от перепрошивки системы управления двигателем и заканчивая установкой специальных комплектов кулачков и поршней, а также, как совсем радикальное средство – установка турбонагнетателя. Достичь 600 – 650 л.с. без критической потери ресурса силового агрегата вполне возможно.

Wiesmann GT MF5 (с мотором S85)
Wiesmann GT MF5 (с мотором S85)

Подтверждением высокого профессионализма баварских моторостроителей стали многочисленные награды S85 на конкурсе Международный двигатель года в разных номинациях в 2005, 2006, 2007 и 2008 годах.

Fisker Latigo CS V10
Fisker Latigo CS V10

Двигатель производился с 2005 по 2010 гг. и ставился под капот BMW M5 (E60/E61), BMW M6 (E63/E64), Wiesmann GT MF5, Fisker Latigo CS V10, Vermot Veritas RS III.

Vermot Veritas RS III
Vermot Veritas RS III

С сожалением можно сказать, что эра гражданских моторов V10 и V12 прошла. Тем ценнее становятся автомобили имеющие эти легендарные "сердца" под своими капотами...

Что ещё почитать:

"BMW M1 Procar – болид для гонщиков из разных чемпионатов"

"Renault Espace F1 – минивэн «на стероидах» c V10"

«Evo I» и «Evo II» - продолжатели дела BMW 333i»