Найти в Дзене
История таблетки

Локатор, гироскоп и место для серёжек. Знакомимся с ушами.

Итак, в предыдущих статьях мы разбирали устройство и болячки наших околоносовых пазух – синусов. И лечение их воспалений. Пора дальше покопаться в этой занимательной оториноларингологии. Что ж за название у этой науки непроизносимое? Ото – ухо, Рино – нос, Ларинкс – гортань. Логос – понятно, наука, слово. Настала очередь "ото-". Ну как тут удержаться от бессмертного?

Тоже мне тема, подумает не видавший жизни читатель. За них тянут, их надо чистить, и в школе запрещают в наушниках на уроках сидеть. А ещё Белкина из 3-го Б на Чебурашку похожа. Вот и всё, статью можно закрывать.

Люди, на этом свете давно живущие, знают, сколько проблем наши локаторы могут доставить – от болезненного отита до тугоухости, делающей тебя беспомощным даже в современном мире. А отогенные менингиты, способные привести к смерти? А ужасная болезнь Меньера, при которой так «штормит» и тошнит, что хоть в петлю лезь? Уязвим организм, как ни крути, даже с этой, ушной, стороны. Но мы вооружены наукой, собственным разумом и системным подходом.

Орешек знаний твёрд, но мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет киножурнал «История таблетки». Рифма и слог сегодня у автора особенно удачны, талант глицином не пропьёшь. Но, к делу, товарищи.

Традиционно пробежимся по устройству наших приёмников звуковых сигналов.

Наружное ухо. Звукоулавливающая часть состоит из хряща, покрытого кожей – ушной раковины. Особо вращать ими у нас не получается. Смешно шевелить, правда, можем, но после некоторых тренировок. Зато голова вращается – дай бог каждому, благодаря уникальным природным шарнирам – первому и второму шейным позвонкам, атланту и аксису. Не туда понесло, согласен.

Раковина переходит в наружный слуховой проход длиной 3-4 см (от формы черепа зависит и его размеров), треть которого – хрящевая, остальная часть – уже костная. Между ними – кольцевая связка, благодаря которой проход в меру подвижный. Вся эта красота покрыта кожей, хрящевой отдел - с волосками и сальными железами (серные – одна из модификаций сальных). Упирается в барабанную перепонку.

Она уже наполовину (снаружи) покрыта кожей, изнутри – слизистой. Между ними - соединительная ткань. Тут среднее ухо, звукопередающая часть, только начинается. Перепонка соединяется с первой косточкой – молоточком, тот – с наковальней, и, затем и со стремечком. Для тонуса всё это снабжено двумя мышцами (точнее, мышечками) – натягивающей барабанную перепонку и стременной. Вот и всё содержимое среднего уха, расположившегося в барабанной полости, что спряталась в пирамиде височной кости. Просто удивительное творение природы! Это мы ещё только до середины дошли.

Ещё один интересный и важный момент. Полость эта не герметичная, а соединяется с внешним миром особой трубочкой – слуховой. Которая выходит (точнее, начинается) на уровне нижней носовой раковины по боковой стенке носоглотки. Длиной она 3-4 см, диаметра постоянного не имеет – то закрывается, то открывается посредством клапанов. Причём, не при каждом глотании-зевании, а когда необходимо выровнять давление в среднем ухе. Есть в нём особые «датчики» - хемо- и барорецепторы, они и «рулят» процессом, не спрашивая у коры головного мозга. Неосознанно, на уровне вегетативной нервной системы. Срабатывает такая «автоматика» в среднем три раза за две минуты, всего на полсекунды – этого достаточно. Когда спим – реже. Нечего вхолостую работать, тонкие механизмы изнашивать. Труба эта ещё евстахиевой зовётся. Только путайте дедушку Бартоломео Эустахио с другим средневековым итальянцем – Габриэле Фаллопио. Тот другие трубы открыл – маточные. Как католического священника в эту сферу занесло – одному Папе ведомо.

А мы переходим к уху внутреннему. Оно же звуковоспринимающая часть - самая сложная и загадочная. Надо осиливать, ничего не поделаешь.

В толще височной кости, пирамиде, есть костное образование – лабиринт. Состоит из преддверия (оно же вестибулум), улитки (кохлеа по латыни) и полукружных каналов. Внутренне ухо в норме заполнено особой жидкостью, разделённой рядом перепонок на две отдельные «гидравлические системы» - эндо- и перилимфу. Обе они последовательно задействованы в передаче звуковых колебаний от стремечка до рецепторов улитки. Где «механика» превращается в «электрику» -импульсы, идущие в мозг.

-2

Подробно внутреннюю перепонку, барабанную лестницу и прочие спиральные ганглии описывать не буду. По сравнению с внутренним ухом, любая хай энд система – шаманский бубен, прожжённый углями и погрызенный полярным песцом. Голодным и бешеным. Оттачиваю мастерство метафор и эпитетов, не обращайте внимания.

А теперь представьте, что в суперсовременную и дорогущую систему со всяким там 7.1 сюрраунд и долбями атмос засунули до кучи геопозиционирование, гирокомпас, датчики давления, движения, ускорения/замедления. Всё это соединили с супермощным компьютером и засунули в коробочку несколько сантиметров в диаметре. Получится жалкое подобие нашего вестибулярного аппарата, как по сложности, так и по сроку службы. Про энергопотребление вообще молчу.

А мы сейчас этот аппарат – двумя предложениями опишем. Научпоп – сила. Лабиринт внутреннего уха и вестибулярные мешочки (там же, в височной кости) заполнены специальной вязкой жидкостью – эндолимфой. При перемещении головы и тела в целом это «желе» движется и раздражает особые волосковые рецепторы, которые и «докладывают» в мозг о таких перемещениях. Вот так, по нашему, по-комиссарски. Остальное – детали.

Упрощаю, конечно, просто адски – есть ещё и система отолитов – особых «ушных камешков», расположенных в преддверии. Она отвечает за прямолинейное движение. Но смысл понятен – механическое воздействие на рецепторы вследствие движения головы, передача сигналов через мозжечок в спинной мозг. Их обработка и ответ организма на эту информацию. От непроизвольного напряжения мышц ног и туловища при качке, до тошноты и головокружения при катании на карусели. Добавляем сюда зрение, датчики давления (барорецептеры) по всему телу – вот мы и готовы к выходу в этот гостеприимный мир с его неожиданностями и сюрпризами.

Понятно, чем сложнее система, тем больше у неё уязвимостей. Даже с наружным ухом, простым по устройству, можно намучиться – и хрящ сломать, и фурункул «словить». К тому же, оно контактирует с внешней средой, полной невидимых врагов – бактерий и вирусов. А среднее ещё и потайную трубочку имеет, чем не «лаз» для микробов?

Вот об этих воспалениях – отитах – и поговорим уже в следующей статье. А сейчас переходим к традиционной коротенькой викторине. Всего один простой вопрос, даже не про уши, а про мозг.

Ну вот, даже если и не знали – теперь в курсе.

Будьте здоровы!

***

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!

Ссылка на книгу автора «Жить – хочется!» - тут