Являясь несколько лет активным завсегдатаем одного из форумов мужского движения(EGMRM.RU, ныне к сожалению благополучно загнувшемся, в свете напряжённой геополитической обстановки) и при этом не до конца предавшим в эпоху перестройки и последовавшими за ней весёлыми временами всё то, советское, что получил в советской ещё школе, постепенно пришёл к мнению о некоей параллели развития мужского движения (далее МД) и развития марксизма. Причём связь эта абсолютно не видна подавляющему числу участников мужского движения и уж точно неведома абсолютному большинству последователей идей Маркса (хотя бы потому, что у большинства марксистов при слове «мужское движение» ассоциативный ряд в голове - это максимум: или показать фак или сделать пару фрикций).
Но прежде чем начать лабать сие увлекательное чтиво, хотелось бы достигнуть некоей искренности в отношениях, и как говорят ученые «определиться в терминах», думаю что такое марксизм объяснять никому из тех, кто набрался мужества читать мои измышления, не надо , а вот что такое МД – исчерпывающе не скажет ни один причисляющий себя к нему, да и я понятное дело тоже, ибо сейчас течений в нём больше, чем церковных праздников и дней спецназа в календаре, поэтому в данном развлекательном опусе под МД я предлагаю рассмотреть ту часть МД, которая условно называется «Эгалитарное (от слова «эгалите»-равенство) мужское движение», это сторонники идеи равенства полов в правах и обязанностях, как наиболее четко сформировавшееся и понятное внешней публике часть МД, далее по тексту ЭМД, а МД – сферический конь в ваккуме, и ЭМД – лишь часть его. Ибо есть общие, неизменные, (о них не здесь и не сейчас, дабы не растекаться мыслью по древу) константы для всех, как либо связанных с мужским движением, как та вершина горы, но вот пути к этой вершине у разных частей движения прямо противоположны порою, и вряд ли на пути «патриархалов»* им поможет Маркс, а уж марксисту стать «патриархом» - откровенно натуральный зашквар.
*Патриархалы – сторонники построения «традиционной» семьи, где жена «хранительница очага», муж добытчик, вдохновения черпают во временах даже не очаковских и покорения Крыма, а как минимум первой редакции Домостроя, очень любят Россию, которую мы потеряли, и искренне считают, что проклятые большевики разрушили институт семьи и отняли у мужчин то мифическое Эльдорадо, под названием «патриархальный уклад», при этом забывая, что патриархальный уклад это: «когда там, где над женщиной висит ремень, над мужчиной висит топор»(с)(Павел Хохловский), так же патриархалы - восторженные любители фантомных болей про традиционную семью, бородатых мужиков в косоворотках, и скромно потупивших взор, стоящих рядом в сарофанах и кокошниках «берегинь», с косами до пят
В преддверии последующих ниже удивительных откровений, хотелось бы указать почтеннейшей публике, что «марксизм» тут это не только, и даже не столько знание трех источников и трех основных составляющих (марксизма), а сколько изучение совокупности теории, практики, развития и истории становления марксизма, особенно периода от его зарождения до первых значимых успехов (то есть период «первого» поколения марксистов, как самого интересного и полезного с точки зрения опыта для МД и особенно ЭМД в его теперешнем зачаточном виде), и уж конечно нельзя обойти стороной опыт таких успешных марксистов практиков как Ленин и Ко, (не в плане построения коммунизма, а в плане концепции, что «эффективность методов – определяется достигнутым результатом»), про опыт марксистов-ленинцев последующих поколений пока смысла говорить не вижу – ибо это опыт развития успеха, а не достижения его.
Задумывая эту статейку, я размышляя над названием, прикидывал несколько вариантов, один другого смешнее, типа «марксизм в МД» - да это даже не сову на глобус, это таракана на ракету Восток-1, марксизм – всемирно известное экономическое учение, с богатейшей историей и миллионами последователями по всему земному шару, предлагалось впихнуть в андеграундное течение, где три с половиной калеки по сути, пытаются не задушить друг друга в жарких спорах про Украину, изначально начав обсуждать, как не залипнуть на деморежим разведенной женщины с детьми. Вариант «МД в марксизме» даже не смешной, а откровенно ржачный, ибо во времена написания Капитала, и последовавших за этим интереснейших событий даже наверное Маркс думал, что мужское движение – это пара фрикций. «Марксизм и мужское движение» отмёл по причине, что марксизм в настоящий момент ещё дальше от МД, чем те декабристы от народа (и эта тема отдельной статьи минимум), и поэтому для «взаимопроникновения культур» первый шаг придётся делать кому то, причисляющему себя к МД, поэтому и назвал «Мужское движение и опыт марксизма».
К чему всё это жевание с названием и кому вообще это интересно?? А всего лишь к тому, что бы понять, с чего начать, не более, и начать решил с того, что бы разобрать «что ЭМД может почерпнуть в марксизме???», и только потом «что марксисты могут почерпнуть из МД?» - ибо эта тема глобальнее на порядок, так там и масштаб иной и об этом не здесь, и не сейчас, данная статья ориентирована на «внутреннего» потребителя, а там надо уже вещать на «внешнюю» аудиторию и гораздо детальней всё разжёвывать.
Итак, ЭМД – это движение (со своим даже неким подобием устава и программы, судорожные попытки родить который предпринимались как минимум на форуме egmrm.ru) против ущемления прав мужчин, за равноправие от слово ПРАВО в первую очередь, и только потом уже цепочка вытекающих из этого событий (правоприменительная практика, общественная мораль, пропаганда и пр.), ибо не обеспечив равенство прав смешно говорить про равенство возможностей.
Предлагается 2 пути достижения успеха, первый «оптимистический» и абсолютное большинство участников ЭМД стоит на этих позициях, вкратце: требовать от власти достигнуть равноправия выдав мужчинам те законодательные преференции, которые сейчас в чудовищных количествах присутствуют у женщин ((кроме самых одиозных конечно, типа людоедской 106 ст. УК РФ, позволяющей матерям фактически безнаказанно убивать своих детей (привет всем поклонникам параллельных реальностей, до сих пор не верящим, что мы живём в стране победившего матриархата), которую совершенно справедливо предлагается просто отменить)), второй путь (которого придерживаюсь лично я) «реалистический» - требовать от власти равноправия как дав мужчинам привилегии, равные женским, так и нарезав женщинам обязанностей, идентичных мужским, если в настоящий момент отменить совсем эти обязанности власть не имеет возможности, или не считает нужным по государственным соображениям.
А причем тут марксизм, и что за муйню ты несешь уже третью страницу возникает резонный вопрос? И совершенно справедливо, но без некоего занудства и разжевывания деталей достигнуть поставленной цели лично мне не представляется возможным, так вот продолжим: ЭМД отвергает какое либо разделение мужчин ПО ЛЮБОМУ ПРИЗНАКУ, и бороться за мужские права участникам ЭМД предлагается вне зависимости от каких либо убеждений, религиозной принадлежности, цвета кожи и даже кулинарных пристрастий, поэтому в нём сталинист вместе с либералом, ватник вместе с правосеком, религиозный фанатик с атеистом и даже фанат Спартака с фанатом ЦСКА в теории должны единым фронтом бороться за достижение указанных выше целей, ибо дискриминация мужчин как бубонная чума, и поимеет всех: вне зависимости о того, носишь ли ты две гвоздики товарищу Сталину или предпочитаешь крестный ход - алиментам на это абсолютно фиолетово, и если бы только алиментам...
Как вы понимаете гладко даже на бумаге бывает не всегда, и если ЭМД хоть как то, со скрипом, смогло прийти к некоему подобию единства хотя бы по основным вопросам, то остальной МД и около МД движ разобщен ещё больше, чем движ социалистов второй половины 19го века или русское общество в 1917м году. И вот тут мы потихоньку переходим к сути – относительный успех в плане каких либо достижений, кроме проперживания диванов в интернет срачах за права мужчин, видится мне в том, что интуитивно выбран ленинский, вполне рабочий, подход к ведению дел: ты с нами товарищ, пока действуешь по программе, а что там у тебя в башке – сугубо твои половые трудности, потому что беда общая, и справится с ней сможем только всем миром, в ЭМД фактически отсутствуют какие либо фракции и группировки, даже мизерное меньшинство (включая автора), что считает 19 требований к власти (те самые потуги,отдельных координаторов ЭМД) в действующей редакции в значительной части абсолютно неработающей популисткой профанацией(поверьте на слово, оригинал к сожалению сгинул вместе с сайтом, но потеря реально не велика), не сколачивается в отдельную кучку, а участвует в жизни ЭМД наравне с остальными камрадами, но при этом при каждом удобном случае говоря: «ваш Манифест в теперешнем виде нерабочее говно», и приводя естественно аргументы, почему.
Возможно это вызвано тем, что эти 19 требований делались на скорую руку в абсолютно благих целях, но без учёта мнения практиков по конкретным вопросам и неким восторженным оптимизмом и верой во всё хорошее и в себя, и тут конечно отличие от программы РСДРП размером в пропасть, но надо учитывать, что Ленин творил когда Капитал был уже написан и имелся опыт Парижской комунны, а у движения против дискриминации мужчин сейчас стадия сравнимая максимум с народничеством, не смотря на наличие нескольких основополагающих трудов (Новосёлов, Бирюков, Михаил Н., Селезнёв, Клиф и ряд других авторов) – до Капитала это всё явно не дотягивает, но хотя бы очень помогло мужчинам в принципе осознать проблему, пусть хоть в части МПО, а это уже прорыв, ибо 10 лет назад, если придерживаться исторических аналогий, было ещё натурально крепостное право эпохи Николая I).
То есть в нынешнем виде МД (в лице отдельных представителей, часто в состоянии «ярости красной таблетки»), порой занимается тем, чем занимались народники – хождением в народ (кроме ЭМД , частично уже перешедшего на кружковую стадию), и как и в случае с народниками порой народники бывали разные, да и народ тоже, и заканчивалось это не всегда бросанием чепчиков вверх и криками ура, а иногда, если сильно надувать щеки, то могли и накрутить ухи. Хождениями отдельных героев народ как то не шибко пробуждался, что собственно говоря и понимал Ленин. То же в принципе вполне мы можем счастливо наблюдать и сейчас в плане несения в массы информации МД: можно в особо тяжких случаях даже на перо присесть, а получение по хлебалу от боевых аленей – это вообще рутина. Просветительская работа в интернете конечно приносит свои плоды, но в основном это работа на внутреннюю, прозревшую аудиторию, на внешнюю аудиторию информация выходит редко, а в реале открытое несение идей МД может закончится отделением челюстно-лицевой хирургии, ибо женский пол (большую его часть) натурально корёжит даже от самой лайтовой информации МД и в лучшем случае скандал, в худшем – недружеский спарринг с «настоящими» мужчинами, за «неуважение к женщине». То есть нужно объективно признать, что одиночные «хождения в народ» не только бесполезны, но и вредны для общего дела, ибо условно говоря на ум приходит аналогия про гвоздь и микроскоп, немногочисленные силы и ресурсы затрачиваются фактически в пустоту и существует реальный риск потери ценных камрадов: убийство боевым аленем из-за пары фраз, сказанных бабе по делу в ватсапе – к сожалению реалии нашего времени.
Лично мне видится крайне рабочей схема развития марксисткого движения, когда люди объединялись в небольшие группы, по политическим убеждениям, отказавшись от хождения в народ и уж тем более какой-либо экстремисткой деятельности, так называемая «кружковая стадия», причём в случае с идеями и целями МД всё гораздо проще принципиально – пока они не запрещены на законодательном уровне, и если видеть рамки и не пороть откровенную дичь типа «наташеншлюхен, РСПтваринахуй, бейбабупоебалу» и т.п. – то за изучение Семейного кодекса и Конституции пока вроде не сажают. То есть выход МД на стадию массового кружкового движения это однозначный прогресс в деле борьбы с дискредитацией мужчин, и должен отметить что у ЭМД местами уже даже получается.
Отдельно считаю обязательным упомянуть небезизвестного Иогана (Сергея Матвеева) который пытался делать что то подобное, и несомненно даже достиг некоторых успехов, но отсутствие напрочь какой либо программы плюс личные нереализованные амбиции стать неформальным лидером «МД всея Руси» (при этом явно не тянув сию ношу, и будучи прекрасным популяризатором идеи(его ранние ролики натурально золотой фонд МД), оказался весьмааааа посредственным организатором: сказалось излишний оптимизм, вера в себя и отсутствие знаний и опыта организационной работы), в результате всё это протокружковое движение в лучшем случае скатилось к кучкам по интересам, а в большей части превратилось в «секту свидетелей Иогана»(как потенциальный глава секты он весьма неплох надо признать) или вообще растворилось в небытии. То есть для более-менее успешной кружковой работы по теме МД харизматичного лидера, одной общей беды (типа алиментов или отнятого имущества) и проживания на одной местности явно недостаточно, необходимо и наличие какой-либо программы, иначе это всё очень быстро вырождается или вообще тупо сходит на нет. Кружковое движение НЕ НАСАЖДАЕТСЯ СВЕРХУ – ключевая ошибка Иогана. Единственное что у него получилось действительно удачно на практике в плане реализации: это несомненно идея с «памяткой мужчины», и лично считаю, что как не относись к автору идеи, саму памятку не взять на вооружение это или глупость, или саботаж (для тех кто не курсе хэштэг #памяткамужчины https://www.youtube.com/watch?v=CvHG5hHYAV4) и данная памятка пример того, что если не быть откровенными упёртыми самовлюблёнными долбоёбами и действовать по единой программе – несомненно каких либо результатов можно достичь не в пример быстрее, чем занимаясь любимым спортом многих из околоМД: одеялотяганием в сторону себя.
По поводу программ и уставов: сугубо имхо мы сейчас наблюдаем (ввиду отсутствия фундаментальной базы) попытки упорядочить и сделать хоть какое то понятное внешней публике подобие программы и устава, но без детальных обсуждений и учёта реалий сегодняшнего дня, а так же исторического опыта – это всего лишь детская болезнь излишнего оптимизма в мужском движении, и тут я бы снова предложил воспользоваться ленинским опытом, где все вопросы и обсуждения «на берегу», программа принимается большинством и далее или ты следуешь по программе или переводишься в разряд «оппортунистов», не нравится что твои предложения не прошли? – выход вон там …. (тот самый принцип демократического централизма) + однозначная аксиома о неприемлемости создания фракций и группировок.
Дабы сильно не утомлять читателя, предлагаю заняться самым любим делом после любого движа – подведением итогов, итоги (сугубо имхо) таковы:
- одиночная пропаганда (не говоря уж об агитации) в реальной жизни среди неподготовленной публики бесполезна и вредна, и энергию, тратить как минимум глупость, как максимум – ооооочень большая глупость, если не сказать хуже
- скромные силы и ресурсы желательно тратить на создание «кружков» МД-ЭМД и базой для их создание должна послужить четкая, реалистичная и понятная программа
- основой для написания программы вполне может стать всё созданное ранее активистами МД и околоМД, вне зависимости от их пристрастий и отношению к друг другу, написанию программы должно предшествовать детальное публичное обсуждение, а не вариант: «вот, пользуйтесь, чем смогли, как говориться…» - ибо это однозначно оттолкнет какую то часть и без того немногочисленных сторонников
- базой для всего вышеперечисленного вполне может стать ЭМД, как наиболее активная, систематизированная часть МД, с наиболее четкими, адекватными и понятными «внешней» публике требованиями и программой, даже наличием в прошлом сайта и не скатившегося форума, то есть имеющая опыт создания ЦО (центральный орган, если по ленински)
- может ли марксист быть участником МД – однозначно может, обязан ли участник МД быть марксистом – однозначно не обязан, но это не должно мешать воспользоваться вполне удачным историческим опытом марксистов, адаптировав его к сегодняшним реалиям
Надеюсь утомил не сильно, и внес некий посильный вклад в дело борьбы с дискриминацией мужчин.
P.S. У прочитавшего данную статейку дотошного читателя могут сразу возникнуть два резонных вопроса: почему опыт именно марксизма, а не менее удачный опыт например фашизма (национал-социализма)? И КАК ИМЕННО организовать эти кружкИ? Во избежание досужих пересуд сразу отвечу на это:
Опыт фашизма (национал-социализма) считаю бесполезным и даже вредным не потому что не люблю фашизм (а я его очень не люблю): мужское движение противостоит феминизму, а феминизм, как и фашизм – суть есть порождение капиталистического общества и всячески поддерживаемые влиятельнейшими группами капитала, причём на интернациональном уровне (еще в 1919м году в обоссаной мюнхенской пивной Штернекерброй Гитлер вступил в немецкую рабочую партию, которой количество было около 10 человек, а уже через год, в центральном легендарном пивном ресторане Мюнхена Хофбройхаус, он провозгласил создание НСДАП при огромном стечении народа – только полный дурак может поверить что без поддержки финансово-промышленного капитала это было бы возможно). Мужское же движение сейчас, как и социалисты второй половины 19 века, вынуждено противостоять всем.
По поводу КАК ИМЕННО организовывать кружковое движение МД – это вопрос отдельной минимум статьи, максимум монографии, пока я как та сова, из анекдота про зайцев, которым надо стать ежами что б их не съели: «я стратег, а не тактик» - но однозначно необходимо наличие какого то более менее понятного если не учения, то жизненной философии (что в принципе за последние лет 10 вполне сформировалось), плюс это однозначно не может навязываться «сверху» - инициатива должна идти от одиночных прозревших камрадов и актив МД может максимум помочь, направить и организовать, предоставить площадки (идея с соцсетью ЭМД была в принципе здравой) Но как показывает опыт – кружки без идеи и программы или вырождаются, или тупо уходят в небытие. Если же ставить перед собой задачи достижения каких-либо целей в деле облегчения жизни мужчин: наличие как минимум единой программы – необходимо если не жизненно, то уж актуально как минимум.