«Определенность, как изолированная сама по себе, как сущая определенность, есть качество — некое совершенно простое, непосредственное. Определенность вообще есть более общее, которое точно так же может быть и количественным, и далее определенным. Ввиду этой простоты нечего более сказать о качестве как таковом.»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
В прошлом ролике была найдена определённость и очерчена логика перехода от категории к категории, сегодня мы и продолжим наблюдать это движение. Начинаем!
В этой части мы переходим к участку, который почему-то многие диалектики не совсем верно понимают, а именно к качеству. Почему-то у рядовых диалектиков есть представление о том, что качество — это изолированная определённость, и на этом их представления о качестве заканчиваются.
Нет, тут всё верно, качество это и есть, действительно, изолированная определённость, но мы говорим про диалектику, тут вся суть не в категориях, а в их самодвижении. Нужно понимать сам метод, а не запоминать категории, что тоже повсеместная проблема, когда категории постулируются, а не логически выводиться.
О том, как ее вывести, почему мы именно изолируем определённость, такие диалектики, весьма часто почему-то не могут сказать.
А тут всё просто.
Как было в прошлом ролике сказано, определённость, это небытие, принятое в бытие, таким образом, что конкретное целое имеет форму бытия, непосредственности. Всё, что мы тут можем отрицать, это связь с наличным бытием, то есть «конкретно целое». То есть не бытием определённости будет то, что отрицает связь этой определённости с наличным бытием, то есть изолирует его.
То есть не мы вот так вот просто захотели и изолировали определённость, а само определение определённости толкнуло нас на единственную дорогу его отрицания. То есть, как уже ранее было выведено, определённость, взятая изолированно или, иначе говоря, небытие определённости, или ещё иначе, становление определённости, или ещё так — как в себе становление определённости, есть качество.
Примеры
Пример один. Большое яблоко — это наличное бытие с определённостью. Если мы оторвём от яблока его определённость, то и получим качество, а именно большое.
То же самое и с другими определённостями по отношению к человеку и к чему угодно иному. Умный, красивый, большой, длинный, свободный, полный, увесистый и прочее. То есть в оторванности от своего конкретного наличного бытия определённость превращается в абстракцию, то есть в качество.
Не всякая абстракция есть качество, но всякое качество есть абстракция.
Теперь, когда выведено небытие небытия, а именно качество, мы можем рассмотреть его как наличное бытие. Как только оно рассматривается как наличное бытие, оно стразу же обретает новую форму — реальность.
Тут сделаю небольшую ремарку. Не стоит отождествлять понятия реальность и действительность, у Гегеля это разные понятия. Категория действительности будет гораздо позднее.
Вернёмся. Но мы же с вами диалектики и понимаем, что всякое наличное бытие имеет своим становлением некое небытие. А значит, у этого качества взятого как наличное бытие, то есть у этой реальности, есть некое небытие.
Тут нужно понять, что есть реальность. Как было найдено, качество — это определённость, оторванная от какого-то наличного бытия. Оно оторвано именно в том виде в котором оно есть в действительности, не инвертировано, не искажено, а лишь оторвано от связи с наличным бытием. При этом само наличие этого небытия возможно только лишь потому, что есть некое небытие в чём-то ином.
То есть то, что мы называем яблоко большим, возможно только лишь потому, что есть яблоко поменьше, то что мы называем кого-то умным, есть лишь потому что есть кто-то глупый. То есть любая определённость есть как определённость лишь по той причине, что есть его некая противоположность.
Умный — тупой, красивый — урод, большой — маленький, длинный — короткий, вкусный — отвратительный и прочее.
К чему это нас приводит? Реальность есть лишь благодаря тому, что есть небытие, его отрицание. Именно тут мы и находим эту категорию, категорию – отрицание.
Давайте ещё раз, вижу вы не поняли. Реальность — это качество, которое есть как наличное бытие, а его небытие есть отрицание, то есть то качество, которое противоположно положенному.
Как только мы пытаемся взять отрицание как наличное бытие, мы понимаем, что оно уже есть реальность, ведь реальность в себе обозначает то качество, которое положено, а взять как наличное бытие и есть, грубо говоря, положить в нашу рефлексию. От того отрицание всегда есть лишь в тени реальности.
Подведём некий итог. Весь наш ход мысли идёт через становление. Каждая следующая категория есть небытие прошлой. Начиная с самого становления, каждая последующая категория содержит в себе отрицание предыдущей, а вместе с тем и историю всех категорий.
Потому, чтобы дойти до того же качества, нужно начинать выведение с чистого бытия и категория за категорией дойти до реальности. Иначе если мы просто скажем, что «реальность — это положенное качество», не диалектику это мало что скажет.
Тут, на самом деле, открывается иная проблема философии Гегеля, чтобы общаться с помощью понятий из неё, необходимо что бы партнёр или партнёры в общении тоже понимали категории, иначе не получиться передать смысл.
Но так не только с диалектикой, а вообще с чем-либо. Просто диалектика более сложна и непонятна для обывателя. К тому же ряд терминов в языке Гегеля и эти же термины в повседневном языке немного различны, но это уже иная тема.
Вернёмся к выведению.
- В наличном бытии мы нашли его небытие — определённость;
- в определённости мы нашли небытие — качество;
- в качестве были найдены два момента: реальность и отрицание.
Тут приведу Цитату Гегеля:
«Насколько эти различия имеются в наличном бытии, настолько же они вместе с тем ничтожны и сняты. После снятия различий мы имеем не наличное бытие, лишённое различий, как вначале, а наличное бытие как снова равное самому себе и опосредствованное этим снятием. Это наличное бытие есть налично сущее, нечто.»
То есть что мы имеем после найденных реальности и отрицания? Налицо есть лишь то, что они уже не просто некое небытие, а наоборот, некоторое бытие, и притом определённое бытие. Но самих реальности и отрицания, некоего качества, попросту нет, а есть лишь реальность качества как отрицание бытия.
То есть это не что-то отдельное, а лишь форма отношения качества к бытию. Ведь реальность и отрицание есть качество, а то (качество) взято как наличное бытие, при этом само оно есть изолированная определённость.
В итоге и выходит, что определённость и бытие теперь есть одно целое, неразделимое целое. Момент их раздела уже преодолён и дальше они будут уже всегда идти вместе в чём-то третьем.
Их единством есть потому то, что их снимет, то, что будет их отождествлять и при этом снимать их как свои моменты, это и будет определённое наличное бытие, или иначе говоря налично сущее или ещё проще — нечто.
То есть какой манёвр тут был сделан. Было найдено не «небытие» отрицания, а определенно то, чем оно в действительности является. Ведь само качество, взятое как наличное бытие, уже есть нечто. После обозначения его моментов ход мысли лишь вынудил нас его найти.
То есть теперь мы наблюдаем не просто наличное бытие со своим становлением, а такое наличное бытие, которое уже есть с определенным становлением, которое уже качественно содержательно. В следующий раз начнём с нечто.
А на сегодня всё, задавайте вопросы в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, жмите колокольчик и делитесь этим видео в соцсетях. Удачи!