Найти в Дзене
КИНО TALK

Бегущий человек: устаревшее кино, которому нужен ремейк или нетленная классика?

Оглавление

Друзья, помогите разобраться в ощущениях. На днях пересмотрел "Бегущего человека" и просмотр оставил неоднозначные ощущения.

С одной стороны - это один из любимых фильмов детства. Многие сцены врезались в память так прочно, что буквально знаешь, что и как будет дальше - и с предвкушением ждешь яркого момента... скажем, когда негодяй Динамо "теряет энергию" и оказывается в руках главного героя. Какая паника у него в глазах! Или когда парень с огнемётом сам же оказывается жертвой всепоглощающего пламени.

Восторг и эмоции до сих пор возникают: тебе словно снова 10 лет, и всё делится на черное и белое, и тебе только и нужно, что взрывы, пафосные остроты и неизбежные страдания злодеев.

-2

Но... объективно говоря - фильм безнадёжно устарел. И через призму лет легко просматриваются все косяки: дешевые декорации, глупые костюмы. Сцены экшена поставлены безобразно: скажем, во время перестрелки актёры просто трясут пушками и мы слышим наложенные поверх звуки выстрелов - нарочито яркие и громкие.

Для контраста вспомним два фильма той же эпохи: "Робокоп" и "Вспомнить всё". Эти две ленты сняты так, что и сегодня смотрятся вполне достойно - особенно история об Алексе Мёрфи.

Актёры не стараются от слова "совсем". Просто посмотрите на игру Шварценеггера в этом фильме, потом сравните с его же работой во "Вспомнить все" - там он хотя бы старается. А тут словно на утренник пришёл, где сам факт его появления - уже праздник.

Сценарий тоже грешит неуклюжими ходами. Герой Шварца - аккуратный и ухоженный. Хотя находится в заключении долгое время. Мироустройство и взаимоотношение разных социальных институтов такое, словно это все придумал ребёнок.

Но.... при этом фильм предсказал многие технологические штуки! Например, дипфейк: та самая сцена, что ближе к финалу, когда герою Арни делают лицо охотника, а тому - внешность Арни. Сейчас эта штука никого не удивит, но тогда было "вау". Реалити-шоу - тоже в копилку этих предсказаний (но это, скорее, заслуга первоисточника).

Дипфейки на службе у СМИ
Дипфейки на службе у СМИ

В такие плюсики фильма добавим сам факт социальной сатиры: выше мы упоминали, что мироустройство мира делает из фильма плохую фантастику, но при этом - отличную сатиру - гротескную, абсурдную. Но в ней угадываются пороки общества. Хотя опять же упомянутый выше "Робокоп", что вышел в том же году, сделал это гораздо изящнее, тоньше и жестче.

Напоследок сравним фильм с книгой - и снова появляется разочарование! Сейчас исходный материал Кинга мог бы породить шикарную экранизацию с "серой моралью": реалистичную, мрачную. Психологически напряженную.

Что в итоге? Я в замешательстве... Вроде и получил удовольствие от просмотра: фильм смотреть не скучно, и антураж гротескного будущего довольно притягателен. Однако некоторые моменты уже режут глаз; визуально фильм не впечатлит современного зрителя; актёры кривляются, спецэффекты сделаны на тяп-ляп. Вердикт вынести не могу: "Бегущий человек" 1987 года навсегда остается в "чертогах памяти" (и даже, может быть, можно как-нибудь пересмотреть). Но очень нужен ремейк: ближе к оригинальному произведению Кинга, продуманный и с хорошо прописанными персонажами.

А как вы думаете? Устарел ли "Бегущий человек" или его можно поставить в один ряд с нетленной классикой - типа "Робокопа" или "Вспомнить всё"?