Мы не знаем, имя человека, который первым в истории изобрел колесо. Нам также неизвестен тот, кто догадался связать несколько бревен вместе, чтобы получился плот, способный пересекать речные и даже морские воды. И даже как зовут изобретателя лука и стрел мы тоже совсем не в курсе.
Но имя человека, который невольно стал родоначальником кепок-аэродромов, нам вполне достоверно известно. Чтобы не начинать долгие споры, нужно сказать, что он был не азербайджанец, не армянин и даже не грузин. Этот находчивый мужчина был родом из солнечной Италии. А если точнее, то сицилиец.
Давайте начнем эту историю.
В середине 19-го века царский наместник на Кавказе князь Воронцов получил от императора задание построить на вверенной ему территории оперный театр. Чтобы, как говорится, нести культуру в массы. Местом строительства назначили Тбилиси, который тогда являлся административным центром российского Закавказья и местом пребывания государственных органов. К тому же, город удобно располагался на Куре, которая до строительства ГЭС была вполне судоходна и принимала купцов и путешественников со всего региона.
Театр построили, и несколько десятилетий он пользовался бешеной популярностью. Но в 1874-м году по невыясненным причинам сгорел. Актерская труппа, по большей части, разъехалась. Но кое-кто решил переждать тяжелые времена. Певец-тенор Сальваторе Кокоцца остался, но был вынужден вернуться к профессии своего отца. Он стал мастером-шляпником и начал делать кепки, которые носили на его родине.
Подобные головные уборы назывались коппола и были широко распространены на юге континентальной Италии и в Сицилии. От этого слова пошла фамилия голливудского режиссера. Причем, можно увидеть, что в его картинах в них щеголяли многие итальянские крестьяне.
Но местные жители стали называть их в честь мастера и величали просто – шапка-кокуца. Поскольку Тбилиси тогда имел очень смешанный национальный состав, такой фасон быстро распространился среди азербайджанцев и армян. Тому способствовал старинный обычай – мужчина на Кавказе не должен ходить с непокрытой головой.
В начале 20-го века они были уже широко популярны. Хотя и не потеснили положения иных головных уборов. Но это постепенно происходило, особенно после того, как шапка-кокуца со временем превратилась в кепку-аэродром. На Кавказе живут горячие люди, которые любят все большое: большие кепки, большие заборы, большие кинжалы, большие машины. Поэтому размер становился все больше и больше.
В советское время этот головной убор превратился в один из символов Кавказа. По ним даже в Москве горцы легко узнавали друг друга и отличали земляков, например, от жителей Средней Азии. Особенно они получили известность после выхода знаменитого грузинского фильма «Мимино». Тогда «аэродромы» переживали свою «золотую эпоху», их надевал каждый уважающий себя кавказский мужчина и самое главное, чтобы они были побольше. Нередко, кепка была престижным подарком на совершеннолетие. То есть, выступала символом того, что мальчик превратился в мужчину.
В советское время их делали из дорогой кубинской мешковины, которая серьезно сказывалась на цене. Особый покрой и сложность изготовления приводили к тому, что мастеров, которые их делали, было не так уж и много. Но зарабатывали они на тот момент ого-го! Один из богатейших людей Москвы, долларовый миллиардер Зарах Алиев, по происхождению, горский еврей из Азербайджана. Свою большую карьеру он начинал с пошива кепок-аэродромов.
Кепки сохраняли высокую популярность вплоть до распада СССР и некоторое время после. Однако, снижение доходов населения и широкое распространение дешевого иностранного ширпотреба постепенно привели к тому, что они вышли из моды. Когда-то они были настоящим символом Кавказа, но ныне мастеров-шляпников почти не осталось. Скоро уйдут из жизни последние из них, равно как и потенциальные покупатели. В конце концов «аэродромы» канут в историю.
#азербайджан #азербайджанцы #кавказцы #мода #одежда