Найти в Дзене
Мяч!Медиа

В России отмечен рост случаев мошенничества в сфере благотворительности

По данным Центробанка России, в первом квартале 2022 года россияне перевели средства мошенникам более 250 тысяч раз – почти на 3,3 миллиарда рублей. «Агентство социальной информации» рассказало о типичных случаях мошенничества в сфере благотворительности.

Мошенники могут действовать от имени некоммерческих организаций (НКО), как настоящих, так и мнимых, также могут притворяться жертвователями или нуждающимися в помощи.

В некоторых случаях мошенники обращаются к НКО с предложениями бесплатных услуг с оплатой каких-либо частностей, или с предложением сделать пожертвование, при условии оплаты со стороны НКО неких комиссионных, сертификатов и т.п. В этих случаях мошенники исчезают с деньгами после получения предоплаты, или таким образом обналичивают денежные средства.

Мошенники, представляющиеся нуждающимися, получают помощь в разных благотворительных организациях, и продают её. Либо отчитываются только за небольшую часть полученных средств, направляя основную на не предусмотренные условиями НКО цели.

Иногда в своих целях действуют работники НКО. Они могут скрыть и оставить себе часть собранных средств. В некоторых случаях люди могут выдавать себя за работника НКО.

Относительно новый способ мошенничества – создание фальшивых сайтов и аккаунтов в соцсетях, аналогичных реально существующим интернет-ресурсам НКО, на которых проводится сбор средств. В некоторых случаях аферисты даже регистрируют юридическое лицо с названием, аналогичным или сходным с названием реальной НКО, привлекающей пожертвования.

Как говорит директор ассоциации «Все вместе» Алиса Малова, для того, чтобы снизить до минимума риск стать жертвой мошенников, в сфере благотворительности надо придерживаться четырёх принципов.

Во-первых, всё надо делать в соответствии с законодательством, каким бы сложным и нудным это ни казалось. Во-вторых, все операции с деньгами должны производиться только через расчётный счёт организации. В-третьих, все действия, связанные с передачей персональных данных, должны быть зафиксированы документально, и согласованы как с жертвователями, так и с получателями средств. В-четвёртых, всегда надо быть предельно внимательными, и не стесняться задавать вопросы в неясной ситуации.