Найти тему

Рижская загадка: что выпускал РАФ до знаменитых микроавтобусов

Данный экземпляр – 1964 года выпуска и даже для своего времени выглядит уже не слишком современным
Данный экземпляр – 1964 года выпуска и даже для своего времени выглядит уже не слишком современным

Как известно, каждый год в Санкт-Петербурге проходит огромное мероприятие с участием исторической техники, привлекающее множество посетителей. Среди них во второй раз подряд (первый был в мае 2021-го) оказался и я.

Времени на осмотр автобусной экспозиции было крайне мало, поэтому приходилось в прямом смысле выбирать, к каким экспонатам подходить и делать хотя бы несколько кадров. Естественно, в такой ситуации инстинктивно отдаешь приоритет тому, что элементарно зацепит взгляд. Среди таких машин оказался и представленный здесь RAF-976.

Наверное, данный автобус даже стал для меня главным откровением среди представленного в Питере коммерческого транспорта. И не только потому, что вживую я встретил такой впервые в жизни: уже приехав домой, решил посмотреть в сетях, что это за зверь такой, и тут меня ждало немало интересного. Точнее, интересные вопросы, на которые далеко не всегда есть ответы.

Еще до появления знаменитых микроавтобусов (первый «микрик» РАФ-977 стали собирать с 1958 года) Рижская Автобусная Фабрика уже вовсю изготавливала более крупные автобусы
Еще до появления знаменитых микроавтобусов (первый «микрик» РАФ-977 стали собирать с 1958 года) Рижская Автобусная Фабрика уже вовсю изготавливала более крупные автобусы

Степень «раритетности» той или иной старой машины обычно определяется годом выпуска и количеством выпущенных экземпляров. С этим-то как раз и начались проблемы. Да-да, великий и ужасный internet не знает, сколько выпущено таких автобусов RAF-976. Более того, ответ на мой вопрос не дала и довольно компетентная книга Максима Шелепенкова «Отечественные автобусы и троллейбусы». Зато дала кое-какую интересную информацию: несмотря на эмблемы, выпущен данный автобус вообще не на РАФе, а на Рижском Опытно-механическом заводе.

Сзади автобус напоминает то ли старый трамвай, то ли вообще железнодорожный вагон. Может, еще и поэтому однообъемные автобусы послевоенного периода называли вагонными?
Сзади автобус напоминает то ли старый трамвай, то ли вообще железнодорожный вагон. Может, еще и поэтому однообъемные автобусы послевоенного периода называли вагонными?

Как так получилось? В СССР пятидесятых повсеместно разворачивали выпуск автобусов-«барбухаек» на шасси популярного грузовика ГАЗ-51. Только почти все они были капотные, то есть с передком от всего того же «Газика». Но такая схема уже тогда считалась непрогрессивной – вот вагонная компоновка при той же длине кузова давала намного больше полезного пространства. Проще говоря, салон «протягивали» вперед до переднего бампера, а водителя сажали слева от двигателя. Там, где у капотных «барбухаек» еще только находится место водителя, у «вагона» уже начинается пассажирский салон. Именно такой автобус в 1954 году разработали в Риге и назывался он RAF-251. Выпускали его с осени 1955-го, успев переименовать в RAF-976 в 1959 году. Но уже год спустя сам RAF полностью перевели на сборку микроавтобусов, а выпуск модели 976 пришлось переносить на расположенный неподалеку РОМЗ, то есть тот самый Рижский Опытно-механический завод. Он и является изготовителем данного экспоната.

RAF-251/976 – по сути одноклассник обычных бескапотных ПАЗиков. В стандартной версии он имел 29 мест (в том числе 22 сидячих) и по сути такой же двигатель ГАЗ-51 мощностью 70 л.с.
RAF-251/976 – по сути одноклассник обычных бескапотных ПАЗиков. В стандартной версии он имел 29 мест (в том числе 22 сидячих) и по сути такой же двигатель ГАЗ-51 мощностью 70 л.с.
Автобус однозначно является редкостью: даже на самом RAFе с 1955 по 1960 год изготовили всего 1460 экземпляров. По РОМЗ, повторюсь, данных нет вообще никаких – но вряд ли он был гораздо более массовым
Автобус однозначно является редкостью: даже на самом RAFе с 1955 по 1960 год изготовили всего 1460 экземпляров. По РОМЗ, повторюсь, данных нет вообще никаких – но вряд ли он был гораздо более массовым
Интересно, что латвийские конструкторы разработали множество модификаций своего первого автобуса. Среди них были и «полугрузовые» такси (там оставалось 14 мест, а заднюю часть салона переделывали в фургон) и даже «пикап» (где над фургоном просто отрезали крышу)!
Интересно, что латвийские конструкторы разработали множество модификаций своего первого автобуса. Среди них были и «полугрузовые» такси (там оставалось 14 мест, а заднюю часть салона переделывали в фургон) и даже «пикап» (где над фургоном просто отрезали крышу)!
Как и у другой «коммерческой» техники в СССР пятидесятых, здесь суровый интерьер с обилием голого металла. Двигатель стоит почти вплотную к водителю. Чтобы хоть как-то снизить нагрев и уровень шума, его обычно укутывали одеялами или специально скроенными чехлами
Как и у другой «коммерческой» техники в СССР пятидесятых, здесь суровый интерьер с обилием голого металла. Двигатель стоит почти вплотную к водителю. Чтобы хоть как-то снизить нагрев и уровень шума, его обычно укутывали одеялами или специально скроенными чехлами
Пассажирам тоже не сильно позавидуешь: у них тесные креслица с тонкими спинками. В час пик, понятное дело, в салон этого «кубика» набивалось гораздо больше людей, чем указанные в документах 29…
Пассажирам тоже не сильно позавидуешь: у них тесные креслица с тонкими спинками. В час пик, понятное дело, в салон этого «кубика» набивалось гораздо больше людей, чем указанные в документах 29…
Художники RAF, похоже, были большими любителями менять дизайн эмблем: только в пятидесятых годах было три разных серийных варианта, а за все время существования завода – штук десять! Как минимум один вариант разрешили использовать соседнему РОМЗ
Художники RAF, похоже, были большими любителями менять дизайн эмблем: только в пятидесятых годах было три разных серийных варианта, а за все время существования завода – штук десять! Как минимум один вариант разрешили использовать соседнему РОМЗ
Еще один восстановленный экземпляр RAF-976 обитает в Москве – и тоже участвует в выставках. По странной советской традиции, эти автобусы тоже не имеют открывающихся окон и форточек. Вместо них – люки в крыше
Еще один восстановленный экземпляр RAF-976 обитает в Москве – и тоже участвует в выставках. По странной советской традиции, эти автобусы тоже не имеют открывающихся окон и форточек. Вместо них – люки в крыше

P.S.: вот так выглядит моя первая, уже изданная, книга по истории легковушек Mercedes-Benz. В описании к видео указаны контакты автора по вопросам ее приобретения:

Авто
5,66 млн интересуются