Если Bitcoin (BTC) — это предполагаемое будущее денег, то что же такое Ethereum (ETH)?
Для новичка в криптовалютной сфере это логичный вопрос, поскольку он наверняка видит Ethereum и его нативную криптовалюту Ether (ETH) рядом с Bitcoin (BTC) повсюду на биржах и в новостях. Однако не совсем справедливо считать, что Ethereum находится в прямой конкуренции с Bitcoin. У него разные цели, особенности и даже технология.
Ethereum (Эфириум) — это децентрализованная блокчейн-сеть, работающая на криптовалюте ETH, которая позволяет совершать транзакции, зарабатывать проценты с помощью стейкинга, использовать и хранить невзаимозаменяемые токены (NFT), торговать, играть, использовать социальные сети и многое другое.
Многие считают Ethereum следующим шагом интернета. Если централизованные платформы, такие как Apple или Google Play, представляют собой Web 2.0, то децентрализованная, управляемая пользователями сеть, такая как Ethereum, — это Web 3.0. Этот «веб следующего поколения» поддерживает децентрализованные приложения (dApps), децентрализованные финансы (DeFi) и децентрализованные биржи (DEXs).
История Ethereum
Ethereum не всегда был вторым по величине блокчейн-проектом в мире. В 2013 году Виталик Бутерин, основоположник идеи, призванной решить недостатки Биткоина, опубликовал технический документ Ethereum, в котором подробно описал смарт-контракты — автоматизированные неизменяемые сценарии «если->то», позволяющие разрабатывать децентрализованные приложения.
Хотя разработка dApp уже существовала в блокчейн-пространстве, платформы не были совместимыми друг с другом. По замыслу Бутерина, Ethereum должен был их объединить. По его мнению, унификация способов запуска и взаимодействия dApp была единственным для этого способом.
Так родился Ethereum 1.0 — единое место для десятков тысяч различных приложений, которые подчиняются одним и тем же правилам. Эти правила жестко закодированы в сети и выполняются автономно, а разработчики могут применять свои собственные правила в рамках отдельных dApps. Здесь нет центрального сервера, как в случае с Apple или Google Play, меняющими и обеспечивающими соблюдение правил. Вместо этого власть находится в руках людей, которые действуют как сообщество.
Конечно, создание такой сети стоит недешево. Поэтому Бутерин и его соучредители Гэвин Вуд, Джеффри Уилке, Чарльз Хоскинсон, Михай Алиси, Энтони Ди Иорио и Амир Четрит провели предварительную продажу токенов (ICO), чтобы собрать $18'439'086 в виде ETH для финансирования и будущего развития Ethereum.
Группа также основала фонд Ethereum Foundation в Швейцарии для поддержки и развития сети. Вскоре после этого Бутерин объявил, что фонд будет работать как некоммерческая организация, что привело к уходу некоторых соучредителей.
Со временем в Ethereum пришли разработчики со своими собственными децентрализованными идеями. В 2016 году эти пользователи основали The DAO, демократическую группу, которая голосовала по изменениям и предложениям сети. Организация опиралась на смарт-контракт и исключала необходимость в генеральном директоре, провозглашающем власть над Ethereum. Вместо этого, чтобы изменения были реализованы, за них должно было проголосовать большинство.
Однако всё пошло наперекосяк, когда неизвестный хакер похитил $40 млн из фондов The DAO вследствие уязвимости в системе безопасности. Чтобы «откатить» последствия кражи, DAO проголосовала за «хард форк» Ethereum, отказавшись от старой сети и перейдя на новый протокол, по сути, претерпев крупное обновление программного обеспечения.
Этот новый форк сохранил название Ethereum, в то время как оригинальная сеть существует под названием Ethereum Classic.
Как работает Ethereum
Как и Bitcoin, сеть Ethereum существует на тысячах компьютеров по всему миру благодаря участию пользователей в качестве «нод», а не центрального сервера. Это делает сеть децентрализованной, очень невосприимчивой к атакам и, по сути, неспособной выйти из строя в результате этого. Если один компьютер выходит из строя, это не имеет значения, потому что тысячи других продолжат поддерживать сеть.
Ethereum — это, по сути, единая децентрализованная система, которая управляется компьютером под названием виртуальная машина Ethereum (EVM). Каждый узел хранит копию этой виртуальной машины, а это значит, что любое взаимодействие проверяется всей сетью, прежде чем кто-либо пожелает обновить свою копию.
Сетевые взаимодействия иначе называются «транзакциями» и хранятся в блоках блокчейна Ethereum. Валидаторы проверяют эти блоки, прежде чем зафиксировать их в сети и использовать в качестве истории транзакций или цифрового реестра. Проверка транзакций известна как метод консенсуса proof-of-stake (PoS). Каждый блок имеет уникальный 64-значный код, идентифицирующий его.
Также, как и в Биткоине, все транзакции в Ethereum являются полностью публичными. Валидаторы передают завершенные блоки остальным участникам сети, подтверждая изменения и добавляя блоки в копию блокчейна. Подтвержденные блоки невозможно подделать, они служат идеальной историей всех транзакций в сети.
Исторически Ethereum работал на консенсусе proof-of-work. Однако одной из причин перехода на proof-of-stake является то, что он, как правило, считается гораздо более энергоэффективным, чем proof-of-work.
Основные разработчики Ethereum выступают за децентрализацию, что указывает на еще одну причину перехода на PoS. В последние годы добыча крупнейших криптовалют, включая BTC и ETH, стала сильно зависеть от небольшого числа крупных майнинговых пулов из-за гонки за разработкой более быстрого и сложного оборудования для майнинга.
Сейчас любой человек может быть валидатором PoS, не нуждаясь в специализированном оборудовании. Поэтому теоретически PoS-блокчейн имеет больше шансов быть более децентрализованным благодаря более низкому барьеру для входа. В Ethereum реализован шардинг — метод разделения, позволяющий повысить пропускную способность.
Шардинг — это распределение транзакций по нескольким меньшим блокчейн-сетям. По сути, шардинг делает валидацию Ethereum более доступной и помогает разгрузить основную сеть.
Каждая транзакция сопровождается комиссией, называемой «газом», которую платит пользователь, инициирующий данную транзакцию. Газ, по сути, служит лимитом, ограничивающим количество действий, которые пользователь может совершить за одну транзакцию, и предотвращает сетевой спам.
К сожалению для многих, плата за газ в Ethereum может быть довольно высокой в периоды высокой активности сети. Это связано с тем, что блок может содержать только определенное количество газа, которое варьируется в зависимости от типа транзакций. В результате валидаторы выбирают транзакции с самой высокой платой за газ, что означает, что пользователи соревнуются за право подтверждения транзакции.
Эта конкуренция толкает комиссии все выше и выше, перегружая сеть в напряженные периоды.
Для взаимодействия с Ethereum требуется криптовалюта, которая хранится в кошельке — ETH (Эфир). ETH — это скорее утилитарная криптовалюта (utility token), а не ценностная (token of value), поэтому его предложение бесконечно. Эфир постоянно поступает в оборот в виде вознаграждений валидаторам. Теоретически, ETH всегда будет пользоваться спросом, а значит, инфляция никогда не обесценит этот актив.
Что делает Ethereum
Децентрализованные финансы, пожалуй, стали самым большим достижением сети Ethereum. DApps, которые могут выполнять несколько функций в экосистеме, появились в 2019-2020 годах и с каждым днем набирают популярность. Чем больше dApps будет использоваться, тем больше будет использоваться сеть Ethereum.
DeFi-пространство в Ethereum является самым большим, а успешные dApps с годами приносят платформе всё большую известность. К примеру, художники зарабатывают миллионы долларов, перенося свои работы на блокчейн с помощью невзаимозаменяемых токенов, или NFT.
NFT обеспечивают подтверждение права собственности и служат безопасной формой хранения цифровых творений, а также представляют собой полезные предметы и аксессуары в онлайн-играх.
Разработчики создали нецензурируемые приложения для социальных сетей, позволяющие пользователям отсылать друг другу донаты за контент. Игры позволяют пользователям инвестировать в персонажей, играть, чтобы их развивать, а затем продавать с прибылью, извлекая реальную стоимость из своего игрового времени.
Существуют платформы прогнозирования, которые вознаграждают за правильные прогнозы, и платформы фриланса, которые не дерут огромных процентов с каждого платежа. Всё это управляется автономно с помощью блокчейна и смарт-контрактов, при этом DeFi дает пользователям больше контроля над своими средствами, чем что-либо.
Стейкинг ETH
Добыча ETH в Ethereum довольно проста. Для участия в стейкинге потребуется минимальный баланс в 32 ETH, который делегируется валидатору.
Валидирующий узел не обязательно должен иметь специализированное оборудование и может быть развернут на компьютере или ноутбуке потребительского класса. Однако от него будет требоваться постоянное присутствие в сети, иначе — штрафы.
Самое очевидное преимущество стейкинга — это возможность получать доход от владения криптовалютой. Доходность составляет около 4–10%.
Для тех, кому непосильно развернуть свою валидирующую ноду, есть возможность воспользоваться услугами стейкинговых пулов. Их преимущество в том, что они позволяют объединять пользовательские стейки для участия в валидации сети и выплачивают вознаграждение даже участникам с минимальной суммой.
Однако следует иметь в виду, что риски в данном случае выше, чем при индивидуальном стейкинге, поскольку требуется уверенность в работоспособности и добросовестности пула и доверие к его оператору.
Преимущества Ethereum
Помимо децентрализации и анонимности, у Ethereum есть и другие преимущества, такие как отсутствие цензуры.
Например, если кто-то пишет в соцсети что-то оскорбительное, соцсеть может удалить это сообщение и наказать пользователя. Однако в социальных сетей на базе Ethereum это может произойти только в том случае, если сообщество проголосует за наказание.
Наличие децентрализации предотвращает захват власти недобросовестными участниками. Чтобы внести изменения в протокол консенсуса, потребуется контролировать 51% сети, что в большинстве случаев практически невозможно. Это гораздо безопаснее, чем простой сервер, который можно взломать.
Смарт-контракты Ethereum автоматизируют многие действия. Например, если перед фрилансером стоит задача найти заказчиков и заключить договор об оплате, фриланс-платформа возьмет процент от каждого контракта, чтобы оплачивать свои операционные расходы. С Ethereum можно просто воспользоваться смарт-контрактом, в котором заложено условие: «Если работа будет сдана в срок, то средства будут выплачены», и отказаться от посреднической платформы, тем самым сократив ненужные расходы. Правила смарт-контрактов жестко закодированы в них и не могут быть изменены ни одной из сторон после его написания.
Недостатки Ethereum
Несмотря на то, что Ethereum кажется идеальной платформой, у него есть несколько ключевых проблем, которые необходимо решить.
- Первая — это масштабируемость. Бутерин представлял себе Ethereum как Интернет, с миллионами пользователей, взаимодействующих одновременно. Однако такое взаимодействие ограничено временем подтверждения блоков и платой за газ. Кроме того, достижение полной децентрализации является сложной задачей.
- Во-вторых, это доступность. Ethereum дороговат для разработки и сложен для взаимодействия с пользователями, не знакомыми с его технологией. Некоторые платформы требуют определенных кошельков, что означает, что необходимо перевести ETH со своего текущего кошелька на требуемый кошелек. Это ненужный шаг для пользователей, и он нисколько не удобен для новичков.
У платформы есть хорошо написанная документация по этому поводу. Но сам процесс использования Ethereum нуждается в оптимизации. Изучение блокчейна сильно отличается от его использования.
Будущее Ethereum
Ethereum вызывает у многих оптимизм, и принятие этого блокчейна растет. В последние месяцы сеть переживает всплеск популярности, поскольку разработчики используют его для создания множества децентрализованных финансовых проектов и NFT.
Появление таких новых приложений — одних из первых, работающих на публичном блокчейне, — уже вызвало огромный сетевой эффект, поскольку повышенная активность привлекает всё больше разработчиков к Ethereum.
Однако остаются основные вопросы о том, сможет ли Ethereum конкурировать с более масштабируемыми соперниками и будет ли у него шанс долгосрочного функционирования по мере развития криптомира.