Есть в моей коллекции почтовая марка ныне не существующего государства Чехословакия. Марка была выпущена в 1958 г. и посвящена чехословацким автомобилям Tatra 111 и Praga V3S, участвовавшим в середине 50-х гг. прошлого века в строительстве шоссейных дорог в Тибете, связавших к концу 1956 г. все части Тибета.
Чехословацкая внешнеторговая компания MOTOKOV экспортировала автомобили во многие страны мира, в том числе и в СССР. Если Tatra 111 была хорошо знакома советским гражданам, так как с 1948 г. в значительных количествах поставлялась в СССР, то Praga V3S – простой и невероятно прочный внедорожник был редкостью в СССР. Расскажу об этом автомобиле подробнее.
В начале 1950-х гг. чехословацкому военному ведомству потребовался новый, современный грузовик, не уступающий лучшим мировым аналогам. В августе 1951 г. были утверждены характеристики будущего грузовика и выбран завод изготовитель – «Народное предприятие Авто-Прага». Чехословацкие конструкторы Ланч и Корбел с оглядкой на грузовики Studebaker US6 и ЗИС-151 всего за пять месяцев создали первый прототип. Собрав и испытав три опытных образца в 1952 г., они передали документацию на производство.
2 апреля 1953 г. грузовик под названием Praga V3S (расшифровывается как Военный Трехтонный Специальный) встал на конвейер. Предприятие было переименовано в «Завод Прага имени Клемента Готвальда».
На автомобиль Praga V3S устанавливался экономичный рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель Tatra-912 рабочим объемом 7,4-литра с воздушным охлаждением, который располагался сразу за передней осью автомобиля и фактически представлял собой половинку V-образного мотора Tatra-111.
Расположение мотора повлияло на специфический внешний вид грузовика. Двигатель практически полностью находился под цельнометаллической кабиной, лишь небольшая его часть – укрыта коротким капотом. Кабина была позаимствована у грузового автомобиля военного назначения Tatra 805 и имела заднепетельные двери.
Мощность двигателя была всего 98 л.с., зато его максимальный крутящий момент в 350 Нм был доступен уже с 1200 об/мин. Механическая 4-ступенчатая коробка передач вместе с двухступенчатой раздаточной коробкой представляли собой один агрегат, от которого крутящий момент к мостам передавался с помощью индивидуальных карданных валов.
В основе рамы из высоколегированной стали были два лонжерона, соединённые семью поперечинами. Конструкция обладала исключительной гибкостью, обеспечивающей сильную деформацию при кручении без снижения прочности и вместе с рессорными подвесками мостов допускала значительный перекос осей в поперечной плоскости, что способствовало сохранению постоянного контакта шин с дорогой даже при движении по сильнопересечённой местности.
Вездеход Praga V3S мог преодолевать брод глубиной до 0,8 м, вертикальное препятствие высотой 0,3 м, ров шириной 0,7 м. Двигаться он мог в диапазоне скоростей от 1,3 км/ч по бездорожью до максимальной скорости по шоссе 62 км/ч. Топливный бак на 160 л обеспечивал машине запас хода около 530 км. Грузоподъёмность составляла 3000 кг для бездорожья и 5000 кг для движения по дорогам.
Сначала автомобиль оценили военные, затем он получил и гражданское назначение, выполняя различные функции от развозки грузов до передвижных мастерских, перевозки жидкостей и сбора древесины, или в качестве буровых установок, автокранов и высотных платформ. На шасси V3S выпускались различные спецмашины, подъёмные краны, лесовозы, самосвалы V3S-S.
В СССР автомобиль Praga V3S экспортировался, как правило, с КУНГом, в котором был установлен флюорографическим аппарат. Автомобиль предназначался для проведения медицинских осмотров жителей отдалённых населённых пунктов. Также в небольшом количестве в СССР поставлялись мобильные ремонтные мастерские на шасси V3S.
С 1961 г. производство Praga V3S постепенно было перенесено на бывший авиационный завод «Avia» в Праге-Летнянах, а завод «Praga» перешёл на производство коробок передач. С 1968 г., производство Praga V3S переместилось на ремонтный завод сельскохозяйственной техники в Прагу-Винорж, а потом в Братиславу на автомобильный завод БАЗ, где сборка Praga V3S официально было прекращена 31 марта 1991 г. Но и после этого из хранившихся на военных складах комплектов деталей продолжали сборку Praga V3S до 2003 г. на военном авторемонтном заводе.
За столь продолжительное время производства автомобиль не мог не подвергнуться конструктивным изменениям. Даже внешне первые V3S отличались от последующих: на их капотах присутствовала надпись «Praga» и эмблема над ней, исчезнувшая с передачей производства на «Avia»; на нижней части облицовки передка имелись аналогичные капотным (но более короткие) овальные подштамповки, от которых позже отказались.
В 1978 г. модернизированный автомобиль с улучшенными ходовыми качествами получил индекс «V3S M1».
В 1982 г. состоялась вторая модернизация V3S – «М2». Всего было шесть модернизаций (М1 – М6).
Последние версии Praga V3S имели двигатели с увеличенным рабочим объёмом (8,1 л), мощностью 110 л.с. и усилитель рулевого управления, а фары располагались прямо в бампере.
Версия М6 (1996–1998 гг.) получила прямоугольные фары, новую пластмассовую панель приборов, гидроусилитель руля и четырёхцилиндровый турбодизель водяного охлаждения (3,6 л) мощностью 116 л.с.
Praga V3S до сих пор популярна не только у себя на родине, где многие экземпляры ещё трудятся и в хорошем состоянии. Долгое время эти машины состояли на вооружении сирийской армии. Один экземпляр в марте 2017 г. был презентован парку «Патриот» (г. Кубинка) группировкой войск ВСРФ в Сирии.
И всё таки жаль, что эта интересная и оригинальная машина для россиян является малоизвестной.
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и выражайте свои мысли в комментариях.
Рекомендую:
- 85 лет открытию в Ленинграде троллейбусного движения. Памятный «Подорожник» и история троллейбуса ЯТБ-1