В 1984 году в Москве на ВДНХ проходит выставка «Советскому автопрому - 60 лет». Среди многочисленных экспонатов присутствует опытный грузовик ЗИЛ-133ГЯС.
ЗИС-133ГЯС была модификация бортового грузовика ЗИЛ-133ГЯ для эксплуатации в районах Крайнего Севера.
Под конец выставки, как и многие другие экспонаты, ЗИЛ-133ГЯС лишился таких дефицитных деталей, как передние фары ФГ140, что видно на последней фотографии.
Первый образец был собран в августе 1979 года на ЗИЛе и дооборудован на Читинском автосборочном заводе.
Основными отличиями ЗИЛ-133ГЯС от серийных машин является система автономного (аварийного) отопления кабины, система зимнего запуска двигателя с предпусковым котлом, двойное остекление кабины и дополнительное утепление на ее внутренней поверхности, дополнительный бензобак, резинотехнические изделия из морозоустойчивой резины. На автомобиле ЗИЛ-133ГЯС использовались специальные масла и смазки, выдерживающие низкие температуры.
В течение 1979-1984 годов было построено несколько опытных образцов ЗИЛ-133ГЯС. Серийное производство нового автомобиля планировали на Читинском автосборочном заводе. Но в серию автомобиль так и не пошел...
© Юрий Дорошенко