В 1977 году на «Павловском автобусном заводе» (ПАЗ) были спроектированы новый рефрижератор ПАЗ-3742 и изотермический фургон ПАЗ-37421 . Взяв за основу автобус ПАЗ-672, конструкторы вставили внутрь вместо пассажирского салона соответствующую начинку и получили вполне себе работоспособный грузовик. Из-за картинки с парочкой пингвинов, нарисованной на задней двери, эти «автобусы» получили прозвище «Пингвин».
Собрав первую промышленную партию из 40 единиц, производство передали на Бакинский завод специализированных автомобилей (БЗСА). Там бакинцы позднее даже создали промтоварную версию без термоизоляции. А вообще грузовые «пазики» выпускали аж до 1993 года.
Несмотря на то, что идея была неплоха – «Пингвины» так и не стали массовыми для ПАЗа. В Павлово их было собрано менее 1000 штук. Зато сама идея нашла отклик в душах частников, которые в 1990-е массово стали переделывать попавшие к ним в руки списанные «пазики» в грузовые фургоны. А в Узбекистане, как выяснилось, такие «перепилы» бегают до сих пор.
Впрочем, касательно Узбекистана, история грузовых «автобусов» имеет свою подоплеку. Ведь в Самарканде вовсю работает завод «SamAuto», до сих пор выпускающий автобусы схожей с «пазиками» размерности. Вероятно тот факт, что в качестве агрегатной базы в них используется выносливое шасси ISUZU, позволило появиться на свет «Пингвинам» «по-узбекски».
Забавно, но на официальном сайте завода нет никакой информации, о том, что «SamAuto» выпускает на базе своих автобусов грузовые варианты. Зато на узбекских дорогах такие версии встречаются не так уж и редко. Причем, вариант, где просто убраны окна и демонтированы сиденья – далеко не самый распространенный.
Гораздо больше сочетаний передней части автобуса с каким-либо кузовом. Это может быть обычный фургон, бортовой грузовик или конструкция для перевозки скота. Да и сами кабины не повторяют друг друга. По сути, одинаковая у них только передняя часть, а в остальном они могут отличаться и довольно существенно.
Очень похоже, что подобным переоборудованием занимается какая-то конкретная фирма – уж больно качественно смотрятся эти грузовики. Но никакой конкретики, к сожалению, выяснить, пока не удалось. Даже непонятно – это все «бэушный» коктейль или отдельные части, к примеру, рама с силовой установкой, используются новые.
В любом случае, насколько оригинально это смотрится, настолько же оказывается и функциональным. Иначе, вряд ли бы они так массово встречались на дорогах.
Дополнительные фото, как обычно, в ВК
Для вашего комфорта, реклама в данном материале отключена