Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

7 интересных малоизвестных фактов про ГАЗ-АА

Оглавление

«Полуторка» ГАЗ-АА хорошо знакома практически каждому, кто хотя бы немного разбирается в автомобилях.

Это действительно легендарный для нашей страны автомобиль, который прошёл всю войну, а затем еще долгие годы помогал восстанавливать разрушенные города и экономику.

Именно поэтому я не вижу смысла в очередной раз пересказывать историю этой модели. Вместо этого я расскажу о 7 малоизвестных фактах про этот грузовик.

А в качестве иллюстрации будут снимки очень неплохого экземпляра, хранящегося в экспозиции Нижегородского кремля.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

1 факт. Почти американец

Начнём с того, что именно ГАЗ-АА (а не легковой ГАЗ-А, как можно подумать) стал первым серийным автомобилем Горьковского автозавода.

Его производство началось в 1932 году, а сам автомобиль тогда назывался НАЗ-АА (а всё потому, что до 1933 года город Горький назывался Нижний Новгород, как и сейчас).

Но интереснее другое. За некоторое время до этого на нижегородском заводе «Гудок Октября» собрали 10 грузовиков Ford AA из присланных из США машинокомплектов.

И только потом инженеры Нижегородского автозавода (будущий ГАЗ) частично пересмотрели конструкцию американского грузовика. Правда ГАЗ-АА всё же сохранил свою максимальную схожесть с Ford.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

2 факт. Двигатель мог работать даже не керосине

Под капотом располагался 3,3-литровый четырёхцилиндровый бензиновый мотор мощностью 42 лошадиные силы.

Двигатель обладал очень низкой степенью сжатия (4,2) и мог эксплуатироваться на любом сорте бензина (в том числе, на самом дешевом низкооктановом А-52).

Более того, в жаркую погоду, будучи прогретым, он мог работать даже на керосине.

Безусловно, такие особенности как нельзя кстати пришлись во время Великой отечественной войны.

-3

3 факт. У него был электрический стартер, но заводили обычно с «кривого»

В оснащение ГАЗ-АА входил и электрический стартер, и аккумулятор. Но несмотря на то, что схема электрооборудования была простейшей, она часто выходила из строя.

Именно поэтому водители предпочитали использовать более привычный для них кривой стартер и не тратить время на капризную электрику.

4 факт. Двигатель можно было капиталить 12 раз

Блок цилиндров двигателя и его головка изготавливались из чугуна, что в конечном счёты выливалось в довольно небольшой ресурс мотора.

Конструкторы предусмотрели и этот момент: по каталогу запчастей для него существовало 12 ремонтных размеров поршней и вкладышей.

Это значит, что двигатель можно было капиталить до 12 раз, постоянно продлевая его ресурс.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

5 факт. Толкающая труба

В качестве продольной тяги использовалась так называемая толкающая труба, внутри которой располагался закрытый карданный вал.

Труба упиралась в бронзовую втулку, подверженную быстрому износу и необходимости частых ремонтов.

Конструкция интересная, но не очень-то практичная.

6 факт. В задней подвеске нет амортизаторов

Если вы внимательнее посмотрите на фотографию задней подвески, то увидите, что в её конструкции нет амортизаторов.

Гашение колебаний осуществлялось за счёт трения между листами рессор.

Передняя же подвеска имела единственную поперечную рессору — довольно распространённое решение в то время.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

7 факт. Нет бензонасоса

У ГАЗ-АА не было топливного насоса. Топливо поступало в карбюратор самотёком, а бак располагался под лобовым стеклом.

Горловина для заправки находилась по центру, снизу от лобового стекла.

Из-за близости бензобака к кабине, военные побаивались ездить на них. Говорят, некоторые даже отбегали подальше, если слышали налет немецких истребителей.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Вот такие любопытные не мой взгляд факты мне удалось узнать про ГАЗ-АА. Надеюсь, вы узнали для себя что-то новое!

Авто
5,66 млн интересуются