«Полуторка» ГАЗ-АА хорошо знакома практически каждому, кто хотя бы немного разбирается в автомобилях.
Это действительно легендарный для нашей страны автомобиль, который прошёл всю войну, а затем еще долгие годы помогал восстанавливать разрушенные города и экономику.
Именно поэтому я не вижу смысла в очередной раз пересказывать историю этой модели. Вместо этого я расскажу о 7 малоизвестных фактах про этот грузовик.
А в качестве иллюстрации будут снимки очень неплохого экземпляра, хранящегося в экспозиции Нижегородского кремля.
1 факт. Почти американец
Начнём с того, что именно ГАЗ-АА (а не легковой ГАЗ-А, как можно подумать) стал первым серийным автомобилем Горьковского автозавода.
Его производство началось в 1932 году, а сам автомобиль тогда назывался НАЗ-АА (а всё потому, что до 1933 года город Горький назывался Нижний Новгород, как и сейчас).
Но интереснее другое. За некоторое время до этого на нижегородском заводе «Гудок Октября» собрали 10 грузовиков Ford AA из присланных из США машинокомплектов.
И только потом инженеры Нижегородского автозавода (будущий ГАЗ) частично пересмотрели конструкцию американского грузовика. Правда ГАЗ-АА всё же сохранил свою максимальную схожесть с Ford.
2 факт. Двигатель мог работать даже не керосине
Под капотом располагался 3,3-литровый четырёхцилиндровый бензиновый мотор мощностью 42 лошадиные силы.
Двигатель обладал очень низкой степенью сжатия (4,2) и мог эксплуатироваться на любом сорте бензина (в том числе, на самом дешевом низкооктановом А-52).
Более того, в жаркую погоду, будучи прогретым, он мог работать даже на керосине.
Безусловно, такие особенности как нельзя кстати пришлись во время Великой отечественной войны.
3 факт. У него был электрический стартер, но заводили обычно с «кривого»
В оснащение ГАЗ-АА входил и электрический стартер, и аккумулятор. Но несмотря на то, что схема электрооборудования была простейшей, она часто выходила из строя.
Именно поэтому водители предпочитали использовать более привычный для них кривой стартер и не тратить время на капризную электрику.
4 факт. Двигатель можно было капиталить 12 раз
Блок цилиндров двигателя и его головка изготавливались из чугуна, что в конечном счёты выливалось в довольно небольшой ресурс мотора.
Конструкторы предусмотрели и этот момент: по каталогу запчастей для него существовало 12 ремонтных размеров поршней и вкладышей.
Это значит, что двигатель можно было капиталить до 12 раз, постоянно продлевая его ресурс.
5 факт. Толкающая труба
В качестве продольной тяги использовалась так называемая толкающая труба, внутри которой располагался закрытый карданный вал.
Труба упиралась в бронзовую втулку, подверженную быстрому износу и необходимости частых ремонтов.
Конструкция интересная, но не очень-то практичная.
6 факт. В задней подвеске нет амортизаторов
Если вы внимательнее посмотрите на фотографию задней подвески, то увидите, что в её конструкции нет амортизаторов.
Гашение колебаний осуществлялось за счёт трения между листами рессор.
Передняя же подвеска имела единственную поперечную рессору — довольно распространённое решение в то время.
7 факт. Нет бензонасоса
У ГАЗ-АА не было топливного насоса. Топливо поступало в карбюратор самотёком, а бак располагался под лобовым стеклом.
Горловина для заправки находилась по центру, снизу от лобового стекла.
Из-за близости бензобака к кабине, военные побаивались ездить на них. Говорят, некоторые даже отбегали подальше, если слышали налет немецких истребителей.
Вот такие любопытные не мой взгляд факты мне удалось узнать про ГАЗ-АА. Надеюсь, вы узнали для себя что-то новое!