Наличие выученной беспомощности у человека можно легко определить на основе слов - маркеров, употребляемых в речи.
К таким словам относятся:
- «Не могу» (просить о помощи, отказывать, строить нормальные отношения...)
- «Не хочу» (учить трудный предмет, менять привычки...)
- «Всегда» (опаздываю на встречи; сюда же можно отнести постулат: любите меня таким, какой я есть…)
- «Никогда» (не получится справиться с этой проблемой…)
- «Все бесполезно» (нечего и пытаться...)
Беспомощность часто маскируется различными состояниями, которые идентифицируются, как усталость или апатия.
Как ни странно, но поведение людей в состоянии выученной беспомощности бывает диаметрально противоположным. Кто-то впадает в ступор, кто-то проявляет бестолковую активность.
Основными вариантами поведения бывают:
- Псевдоактивность (бессмысленная, не целенаправленная, суетливая деятельность, которая не ведет к результатам и с последующим торможением);
- Полный отказ от деятельности;
- Ступор (состояние заторможенности, непонимания);
- Использование стереотипных действий чтобы найти одно, адекватное ситуации, при постоянном контроле результатов;
- Деструктивное поведение (агрессия, направленное на себя и/ или окружающих);
- Смещение на псевдоцель (занятие другой деятельностью, которая дает ощущение достижения результата - замещающее действие)
Данные формы поведения включаются автоматически, без анализа ситуации и выработки осознанной стратегии поведения. Все эти формы поведения могут сменять друг друга по мере истощения ресурсов.