Найти тему

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Наличие выученной беспомощности у человека можно легко определить на основе слов - маркеров, употребляемых в речи.

К таким словам относятся:

  • «Не могу» (просить о помощи, отказывать, строить нормальные отношения...)
  • «Не хочу» (учить трудный предмет, менять привычки...)
  • «Всегда» (опаздываю на встречи; сюда же можно отнести постулат: любите меня таким, какой я есть…)
  • «Никогда» (не получится справиться с этой проблемой…)
  • «Все бесполезно» (нечего и пытаться...)

Беспомощность часто маскируется различными состояниями, которые идентифицируются, как усталость или апатия.

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Как ни странно, но поведение людей в состоянии выученной беспомощности бывает диаметрально противоположным. Кто-то впадает в ступор, кто-то проявляет бестолковую активность.

Основными вариантами поведения бывают:

  • Псевдоактивность (бессмысленная, не целенаправленная, суетливая деятельность, которая не ведет к результатам и с последующим торможением);
  • Полный отказ от деятельности;
  • Ступор (состояние заторможенности, непонимания);
  • Использование стереотипных действий чтобы найти одно, адекватное ситуации, при постоянном контроле результатов;
  • Деструктивное поведение (агрессия, направленное на себя и/ или окружающих);
  • Смещение на псевдоцель (занятие другой деятельностью, которая дает ощущение достижения результата - замещающее действие)

Данные формы поведения включаются автоматически, без анализа ситуации и выработки осознанной стратегии поведения. Все эти формы поведения могут сменять друг друга по мере истощения ресурсов.