Дружба – это не обмен бессмысленной болтовней с целью заглушить внутреннюю пустоту и тревогу или, как писал Пелевин, не попытки доказать собеседнику, что твое потребление престижнее, чем тот смел подумать.
Дружба – это не затянувшаяся надежда на любовь или секс. Если в дружбе и есть место какой-либо корысти, то она служит лишь поводом и началом отношений, а потом уходит с первого плана.
Сегодня люди независимы друг от друга как никогда, но главный побочный эффект свободы – одиночество. Раньше умение выстраивать взаимоотношения считалось необходимостью, ведь каждый друг для друга был своего рода Интернетом, где можно найти работу, услугу, знакомства, информацию, досуг. Сейчас же люди - скорее скучная, неконтролируемая помеха, чем источник всего и вся. Человечество теряет мотивацию выстраивать приятельские и дружеские отношения. Нас скорее увлечет сериал, книга или компьютерная игра, чем какой-то человек.
С одной стороны, он для нас слишком сложный. Надо долго его изучать и дрессировать, чтобы обоим было комфортно и безопасно дружить. С другой – мы стали друг для друга примитивными. Как часто вы слышите или сами говорите фразу «с ним все понятно»? Нередко мы видим и классифицируем лишь верхний слой личности человека, а глубже лень копать, или собеседник не намерен открываться сам. Бывает и такое, что не рад тому, что обнаруживается за первым слоем. В любом случае проще глянуть сериал или почитать. Так и сам не замечаешь, как желание с кем-то взаимодействовать сходит на нет.
Дружба, при всем своем утопичном романтизме, – крайне корыстное явление. На мой взгляд чаще всего в ней замешан гендерный фактор. Чего только стоит дружба между мужчиной и женщиной, в которую одни честно и справедливо не верят, а другие так же честно и справедливо пользуются инструментом самообмана – и практикуют.
Нередко даже в основе однополой дружбы лежит гендерная мотивация. Речь не о меньшинствах. В этом случае мы подсознательно оцениваем человека, как интересного, привлекательного и делаем вывод, что окружение у него должно быть соответствующее. Там-то по нашим расчётам нас и поджидает удачная партия.
Как и с любым другим понятием, каждый сам определяет, что для него дружба и каковы ее условия. Для меня дружба – это когда между людьми происходит что-то по-настоящему глубокое и красивое: рождаются новые диалоги и смыслы, происходит легкая интеллектуальная игра, несомненно созидательная и духоподъемная, даже если обсуждаются тяжелые темы. Когда оба не боятся открываться и познавать друг друга со всеми сложностями, тактично и бережно. Когда между людьми создается особенная атмосфера, в которой у каждого возникает непреодолимое желание развиваться, по-здоровому конкурировать, узнавать новые грани себя и друга, даже если некоторые из них оказываются не самыми приятными.
В дружбе оба должны найти или создать то, что всегда будет поднимать их над любыми конфликтами, противоречиями, и оттуда разрешать ситуацию. Что-то типа духовного рукопожатия, которое размыкается только в случае конечного прекращения дружбы.
Самое нелепое и глупое, что разрушает дружбу – это закрытость и додумывание за другого человека. Как раз это и стало частым явлением, которое свидетельствует о том, что люди разучились строить отношения и не видят достаточной мотивации, чтобы осваивать этот сложный и на первый взгляд ненужный навык.
Когда раз за разом натыкаешься на человека, для которого дружба зиждется лишь на обсуждении еды, одежды, бытового комфорта, в лучшем случае – продуктов масс-медиа, поверхностной психологии и тысячи раз переваренной чужой аналитике, то вера в дружбу, как нечто большее, пропадает. Но стоит лишь раз в жизни встретить человека, с которым удалось хотя бы на непродолжительное время познать всю красоту и глубину дружеских взаимоотношений, - будешь искать такую же бездну еще и еще, параллельно лелея и взращивая свою собственную.
Если в такие независимые и одинокие времена случается между людьми большая дружба, а не поверхностное приятельство, — это, безусловно, чудо.