"Иногда я предпочитаю поговорить с рабочими и каменщиками, чем с теми глупыми людьми, которые называют себя культурными людьми".
Фрида Кало.
Норвежский танкер "Рут", на борту которого находились Лев Троцкий и его гражданская жена Наталья Седова, пришвартовался в порту Тампико 9 января 1937 года. Перед тем как корабль вошел в порт, Троцкий предупредил норвежского офицера, что не спустится на берег, если не увидит среди встречающих знакомых лиц. Лев боялся, что в Мексике может произойти какая-либо провокация.
Между тем, на пирсе его встречали совершенно незнакомые люди в официальных костюмах и сотрудники мексиканской пограничной службы. Троцкий успокоился лишь тогда, когда узнал Макса Шахтмана, одного из руководителей Социалистической рабочей партии Соединенных Штатов. Среди встречающих, поднявшихся на борт, находилась невысокая женщина с выразительной внешностью, облаченная в живописный костюм, напоминающий традиционную одежду ацтеков. Она представилась как Фрида Кало, жена Диего Риверы, находившегося в это время в больнице.
Из Тампико Троцкий и Седова в сопровождении Кало и Шахтмана специальным президентским поездом «Эль Хидалго» («Благородный») отправились в Мехико. Беглецов из России поселили в «Голубом доме» Фриды Кало. Через несколько дней появился Диего Ривера.
У Троцкого сразу же устанавливаются с ним очень теплые отношения, хотя Диего работ его работ не читал и в идеях о всемирной революции не разбирался. Будучи бунтарем в искусстве, Ривера представлял Троцкого героической фигурой достойной художественного воплощения. Он рисует его образ на своих фресках, изображая рядом с Марксом и Лениным. За это лидеры компартий всех стран осыпают Риверу всяческими проклятиями.
Испытывающий крайнюю нужду в деньгах, политик поражен и обрадован щедростью Диего, а очарование хозяйки дома, познавшей немало мужчин и отлично понимавшей, как привлечь к себе внимание, породило у Троцкого почти забытые чувства мужчины. Чтобы не мешать Троцкому размышлять над новой книгой, Диего и Фрида переезжают в "Двойной дом" Риверы, но работать Кало по-прежнему приезжает в "Голубой дом".
"Двойной дом" расположен в соседнем местечке Сан-Анхель и представляет собой два квадратных дома, соединенных между собой пешеходным мостом. Дом Фриды окрашен в синий цвет, дом Диего - более крупный и окрашен в белые и терракотовые цвета. Оба дома спроектировал известный архитектор и художник Хуан О’Горман. Он учился с Фридой в одной школе, а его жена состояла при Диего ассистенткой.
Хотя мексиканская революция и считается своеобразным отражением революционной России, в самой стране сложилась собственная социалистическо-масонская идеология. Большая часть политических деятелей, в том числе и сам Диего Ривера, занимали высокие ступени в масонских ложах. При такой «духовной близости» никаких политических связей с Советским Союзом у мексиканских властей быть не могло.
Когда Троцкий прибыл в Мексику, в стране торжествовал своего рода НЭП, сопровождавшийся жуткими гонениями на католиков, которые можно было сравнить только с гонениями на церковь в СССР. Священнослужителей убивали, монастыри разоряли, а монашек заставляли заниматься проституцией. К 1935 году в семнадцати штатах вообще не осталось ни одного священника.
Чтобы не мешать Троцкому писать новую книгу Диего и Фрида переезжают в "Двойной дом" Риверы, но работать Кало по-прежнему приезжает в "Голубой дом".
Тем временем Троцкий восхищается всем: климатом, фруктами, овощами и местными жителями. Особенно он восторгается Фридой, женщиной, которая оказалась в состоянии преодолеть тягчайшие недуги, сопутствовавшие ей всю жизнь. Лев принимается изучать испанский язык и довольно скоро он уже мог читать местные газеты и вести краткие беседы.
Пытаясь в очередной раз отомстить мужу, Фрида начинает играть со Львом в свою любимую игру: начинает с ним флиртовать. Так получилось, что Фрида и Лев одновременно устраивали перерывы в работе, чтобы подышать свежим воздухом, и встречались в патио. Хотя на мой взгляд, случайностей тут не было.
Постепенно эти перерывы все более затягивались, и результат был именно тот, который и следовало ожидать. Революционный Лев, слабо разбирающийся в тонкостях латиноамериканской женской души, теряет голову перед обворожительной Фридой.
Не в силах унять свой бурный темперамент Троцкий влюбляется в нее как мальчишка. Он назначает Фриде свидания и передает ей записочки, заложенные в марксистские книги.
"Ты вернула мне молодость и отняла рассудок. С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой", - пишет ей Троцкий.
Лев в полном смысле слова, бегал за Фридой по патио, точнее полубегал, потому что быстро передвигаться Фрида не могла. Затем она позволяла ему поймать себя, после чего уводила Троцкого в собственную спальню, чтобы полюбоваться висевшими там картинами.
Вначале Фрида увлеклась Троцким, как человеком знаменитым, но потом он ей быстро надоел. С пренебрежением она называет его то "занудливым старичком", то "маленьким козлом". Заигрывания Фриды и "маленького козла" происходили на глазах Натальи Седовой. Их нередко наблюдал и Ривера. Правда Диего не обращал на них никакого внимания.
Но их замечали секретари и охранники, что делало положение Натальи еще более унизительным и невыносимым. Бедная женщина страдала молча и терпеливо. Она отлично понимала, что беседы ее супруга и Кало на непонятном ей языке выходят за пределы политики и обычных дружеских отношений. Во всяком случае слово "love" было Седовой известно.
Не выдержав такого напряжения, она закатывает Троцкому жуткий скандал, и они решают под предлогом восстановления здоровья на короткое время расстаться. Лев в сопровождении полицейского офицера и шофера Риверы переезжает на асьенду "Регла" в Сан-Мигеле. Наталья остается в "Голубом доме".
Асьенда принадлежала испанскому графу Регла Педро, а сейчас - правительственному чиновнику Ландеро, другу Риверы. Кстати, аренду асьенды также любезно оплатил Диего.
В сельском "заточении" Троцкий прожил три недели, находясь вдали от своей возлюбленной. Фрида приезжала на асьенду всего один раз. Несмотря на уговоры Льва, она не желает продолжать отношения.
И постепенно к Троцкому стало приходить прозрение. Ситуация, в которой он оказался, напоминала ему то, что произошло с Лениным, когда тот в Швейцарии увлекся Инессой Арманд. Крупская тогда была готова без боя сдать позиции своей сопернице, лишь бы сохранить Ильича для революции. Как и Ленин в Швейцарии Троцкий принимает решение прекратить с Фридой любовные отношения.
Чуть ли не ежедневно Лев пишет своей жене нежные письма, называя ее ласково Наталочкой. Но Седова, вспомнив и предыдущие его измены, не сдавалась. Тогда Троцкий пишет жене письмо, в котором просит у нее прощение за все свои измены, дает новые обещания и даже вспоминает их первую близость.
После смерти Троцкого некоторые оригиналы этих писем Наталья Седова передаст в архив Гарвардского университета. Выдержки из писем публиковать не буду, так как они содержат весьма откровенные эротические сцены. Но раз Наталья передала их в архив, значит, она считала достойным их прочтение.
В конце концов, Седова пишет Троцкому письмо, называя его "мой родной, старый возлюбленный". Это были слова прощения и слова искренней любви.
Одновременно, Троцкий, понимая, что все эти любовные интрижки могут сильно осложнить его политическую деятельность, просит Фриду вернуть ему письма, которые он ей написал в пылу своей страсти. Лев опасался, что письма могут оказаться в руках ГПУ. Фрида возвращает ему письма, и Троцкий их уничтожает.
В честь 7 ноября 1937 года Фрида дарит Троцкому свой автопортрет. Картина известна под названием "Между портьерами". На ней Фрида, укутанная в широкую шаль, стоит между двумя портьерами, смело смотрит в глаза зрителю, а в руке держит письмо для Троцкого. На картине имеется надпись: "Льву Троцкому с глубокой любовью я посвящаю эту работу".
Позже, съезжая из "Голубого дома", Троцкий постарается "забыть" подарок и картина будет передана в Национальный музей искусства женщин в Вашингтоне.
Надо отметить, что Троцкий, преследуя свои личные цели, неоднократно выступал оппонентом Диего и тем самым разрушил их дружбу. После очередного его выступления в поддержку нефтяного соглашения между правительством Мексики и странами ОСИ уже и Фрида навсегда потеряет уважение к Троцкому.
В это время художнице уже было не до измен. Она полностью ушла в творчество, готовясь к своей первой персональной выставке в Нью-Йорке.
Выставка откроется в ноябре 1938 года в галерее Джульен-Леви. На ней будет выставлено 25 картин Фриды, а сама Кало, разодетая в мексиканские наряды, произведет настоящий фурор. На выставке было полно народу, а рядом с ней находился нежный и заботливый Николас Мюрей. Кало вновь почувствовала себя счастливой.
Без Диего материальное положение Троцкого резко ухудшается, и он вынужден продать вывезенный из СССР "архив революции". На вырученные средства изгнанник покупает себе небольшой дом на соседней улице неподалеку от "Голубого дома". Лев и Наталья переезжают в свой новый дом, где Троцкий занимается разведением кактусов и кур.
В последний раз Кало встречается с Троцким в первых числах января 1939 года, перед отплытием во Францию, а в октябре месяце в Мексику прибывает агент НКВД, испанский коммунист Рамон Меркадер с заданием ликвидировать Льва Троцкого.
© 3 июля 2022г.
Благодарю за лайк и подписку!