В деревушку Койоакан, что находится близ Мехико, пришло лето, а вместе с ним начался и сезон дождей.
На языке индейцев науатль, проживавших здесь еще до прихода испанцев, Койоакан переводится как "Место койотов".
Окрестные места были так живописны, что сам Кортес решил основать здесь столицу только что завоеванной им империи ацтеков.
Он построил себе дворец и подземный ход к дому своей возлюбленной индианке Малинче.
Койоакан быстро разрастался. Со временем колониальные особняки облюбовали известные художники и интеллектуалы, превращая это местечко в будущий "богемный" пригород Мехико.
Именно здесь, 6 июля 1907 года в семье фотографа из Германии родилась девочка, о жизни которой напишут романы, снимут фильмы, поставят оперы и спектакли.
Девочку назвали Магдаленой Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон, но весь мир ее знает как Фриду Кало.
В возрасте шести лет Кало переболела полиомиелитом, из-за чего ее правая нога стала короче и тоньше левой. Из-за болезни она подолгу оставалась дома, что вызывало насмешники сверстников.
"Фрида – деревянная нога" – жестоко дразнили они ее. Но Фрида не сдавалась и наперекор всем плавала, играла в футбол и даже занималась боксом.
В этот период она очень сблизилась с отцом, который научил ее разбираться в литературе, природе и философии, он также научил ее фотографии.
Отец устроил ее в элитную школу, где она прилежно училась, надеясь, стать в будущем врачом. Там произошла ее первая встреча с известным мексиканским художником Диегой Риверой.
Диего женился во второй раз, вступил в коммунистическую партию и работал над фреской "Создание", отображающей создание мексиканской расы из древа жизни.
Девушка показала знаменитому художнику первые свои работы, которые произвели на него большое впечатление. "Для меня стало очевидно, что девочка была прирожденной художницей", - напишет он позже.
В 1925 году восемнадцатилетнюю девушку постигает новый удар. Фрида попадает в тяжелую аварию. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем.
Множественные переломы приковали ее к кровати. Целый месяц Фрида лежала на спине, закованная в гипс с головы до ног. "Меня спасло чудо. Потому что по ночам в больнице вокруг моей кровати танцевала смерть", – рассказывала она.
Потом ее на два года затянули в ортопедический корсет, двигаться она не могла. Первая запись, которую она сумела сделать в дневнике: "Хорошо: я начинаю привыкать к страданию".
Чтобы не сойти с ума от боли и тоски, девушка начала рисовать. Родители сколотили ей специальный подрамник, чтобы она смогла рисовать лежа, и прикрепили к нему зеркало – чтобы было видно кого рисовать.
Только спустя четыре года Фрида смогла продолжить обучение. Она становится студенткой Национального института Мексики.
Магдалена целыми днями просиживала у мольберта, а вечером переодевалась в экзотические платья, маскировавшие ее увечья, и ходила на вечеринки.
В 1929 году она вновь встречает Диего и выходит за него замуж. Ей было 22 года, ему – 43. Диего только вернулся из Москвы, куда был приглашен по случаю 10-летия Революции.
Их сближало не только искусство, но и общие политические убеждения. За год до этого Кало тоже вступает в Мексиканскую коммунистическую партию.
В день свадьбы Диего показал свой взрывной нрав. Новобрачный перебрал текилы и стал палить из пистолета в воздух. Увещевания только распаляли художника.
Случился первый семейный скандал и Фрида ушла к родителям. Проспавшись, Диего попросил у нее прощение и был прощен.
Молодожены переехали в свою первую квартиру, а потом – в ставший знаменитым "Голубой дом" в Койаокане, где они прожили много лет.
В 1930 году Кало уезжает вместе с Диего в Сан-Франциско, где он расписывал фрески для Клуба фондовой биржи.
Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда – врозь. Сама Фрида говорила об этом так: "В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего".
В 1934 году Диего изменил Фриде с ее младшей сестрой, позировавшей ему. Удар для Фриды был жестоким. Гордячка, она своей болью не желала делиться ни с кем.
Кало написала самую трагичную свою картину: обнаженное женское тело иссеченное кровавыми ранами. "Всего-то несколько царапин!" – назвала полотно ироничная Фрида.
После измены она решила, что тоже имеет право на любовные увлечения. Это взбесило Риверу. Позволяя себе вольности, он был нетерпим к изменам Фриды. Один раз он ее чуть не застрелил.
В 1937 году в "Голубом доме" поселяются изгнанники Лев Троцкий со своею женой Натальей Седовой. 60-летний революционер так увлекся яркой и обаятельной Фридой, что Наталье пришлось вмешаться. После этого Троцкий с женой покидают их дом.
В конце 1939 года Фрида и Диего развелись. "Мы нисколько не разлюбили друг друга. Просто я хотел иметь возможность делать, что хочу со всеми женщинами, какие мне нравились", - напишет Диего.
А Фрида признавалась: "Не могу выразить, до чего мне плохо. Я люблю Диего, и муки моей любви продлятся всю жизнь".
Ее поездка в Париж в 1939 году становится сенсацией на выставке мексиканского искусства. Одну из картин приобретает Лувр. Наступает эпоха расцвета художницы, ее картины выставляются на самых значимых выставках.
В 1940 году произошло неудачное покушение на Троцкого, подозрение пало и на Диего. Ему срочно пришлось бежать в США.
"Никто никогда не поймет, как я люблю его, – написала Фрида в своем дневнике, - "Я хочу лишь одного: чтобы его никто не ранил… и не мешал жить так, как ему нравится. Если бы я обладала здоровьем, я его целиком отдала бы Диего".
Фрида Кало любила жизнь. Эта любовь магнитом притягивала к ней и мужчин и женщин. Травмы постоянно напоминали о себе, ей периодически приходилось ложиться в больницы.
Кало перенесла более 30 операций, но она находила в себе силы развлекаться от души и кутить.
Одна из самых известных работ Фриды - "Автопортрет с маленькой обезьянкой". На картине изображена Фрида в окружении питомцев: мексиканская собака Сеньор Ксолотль и обезьянка Чангито, символизирующие детей, которых никогда не было у художницы.
Вбитый в стену гвоздь над головой Фриды, – ее авторский символ супружеских измен. Фигура над плечом Фриды – скульптура до-Колумбовой эпохи из обширной коллекции Диего Риверы.
Фрида черпала вдохновение из культуры коренного населения Мексики. Кало любила носить народные костюмы, и сегодня многие дизайнеры вдохновляются ее интерпретацией традиционных нарядов — как на картине "Корни", которая была продана за 5,6 млн. долларов.
В 1946 году в Кало влюбляется испанский художник Хосе Бартоли, с которым она познакомилась в Нью-Йорке, после очередной операции. Вернувшись в Мексику, она покидает его, но их переписка продолжается в течение трех лет.
25 любовных писем будут проданы потомками Хосе на аукционе Doyle за 137 тыс. долларов.
В то же время обостряются проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, отражаются на душевном состоянии Кало.
В 1953 году состоится ее первая персональная выставка на родине, но она уже не может встать с постели. В следующем году она умирает от воспаления легких.
Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: "Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь".
"Голубой дом" становится музеем. Музей построен так, будто хозяева только вышли из дома.
Палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе, у кровати лежит шляпа Диего, его рабочий халат и стоят ботинки.
В углу столовой висит бумажная фигура Иуды, такие делались для сожжения в Пасхальное Воскресенье в знак уничтожения сил зла.
В "Голубом доме" хранится прах Кало, а на кровати лежит ее посмертная маска.
Ярко-голубые и красные стены дворика украшает надпись: "Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год". Соседняя улица названа в честь Кало и Риверы.
Продолжение: Текила и револьвер
Благодарю за лайк и подписку!